Конвертопланы – летающие трансформеры

Сейчас многие лицезрели по телеку либо в вебе сюжеты о таком увлекательном летательном аппарате, как конвертоплан, кто-то читал о их в журнальчиках. Что все-таки представляют собой эти достойные внимания машины? Конвертопланы – это летательные аппараты, которые способны делать вертикальный взлет и посадку (как обыденные вертолеты), но при всем этом в состоянии производить долгий горизонтальный скоростной полет, который характерен для самолетов. Потому что подобные летательные аппараты полностью не являются ни самолетами, ни вертолетами, то это сказывается на их наружном виде. Кроме этого тот факт, что данные летательные аппараты характеризуются различающимися режимами полета, при их разработке и проектировании часто приходится идти на компромиссные решения.

Необходимо отметить, что мечты о постройке такового летательного аппарата, который был бы способен совершать вертикальный взлет и посадку, сразу с скоростным горизонтальным полетом имеют настолько же давнишнюю историю, как и мечты о полетах вообщем. 1-ые проекты чего-то схожего предложил в свое время еще Леонардо да Винчи. Сама мысль «скрестить» довольно резвый, но ограниченный по полетным режимам и условиям базирования самолет и еще наименее высокоскоростной, но нетребовательный к местам взлета и посадки вертолет занимала мозги конструкторов и военных долгие и длительные годы. Но сколь-либо приметного развития такие аппараты смогли достигнуть исключительно в ближайшее время.

Работы по конвертопланам – летательным аппаратам, которые за счет поворота воздушных винтов могли преобразовываться из вертолета в самолет и назад, велись в почти всех странах мира. Конструкторы фактически всех стран, обладавших развитой авиационной индустрией, работали над такими машинами более полвека. 1-ые работы в данной области можно отнести к 1920-1930-м годам прошедшего века. Над созданием конвертоплана работали в предвоенной Европе, во время войны над проектом таких машин работали в Германии. В 1970-х годах в СССР в ОКБ Миля велись работы по проекту конвертоплана Ми-30, который так и не поднялся в небо. В конечном итоге определенных фурроров в их разработке достигнули исключительно в США. Единственный серийно выпускаемый сейчас конвертоплан Bell V-22 Osprey находится на вооружении морской пехоты США. Его разработка компаниями Boeing и Bell заняла более 30 лет.

Конвертопланы – летающие трансформеры
Проект южноамериканского конвертоплана VZ-2

По собственной схеме конвертопланы можно условно поделить на 2 главных класса, любой из которых характеризуется собственной своей специфичностью и соответствующими для него неуввязками преобразования и передачи тяги, развиваемой силовой установкой машины. Идет речь о конвертопланах с поворотным крылом и конвертопланах с поворотными винтами.

Летательные аппараты с поворотным крылом соединяют внутри себя свойства многодвигательных самолетов, у каких моторы размещены на консолях крыла в фиксированном положении с способностями вертикально взлетающих и садящихся вертолетов. Данное техническое решение позволяет достигнуть дальностей и скоростей полета соответствующих для самолетов (также способностей по транспортировке грузов), совместно с возможностью совершения верти¬кального взлета и посадки. Во время взлета крыло данных аппарата устанавливается в вертикальное положение, а воздушные винты делают нужную для взлета машины тягу. Во время переходного режима полета крыло равномерно ворачивается в горизонтальное положение. После возвращения в горизонтальное положение вся подъемная сила создается крылом, а воздушные винты обеспечивают нужную для горизонтального перемещения аппарата тягу.

В свое время ряд американских авиастроительных компаний, также одна канадская компания экспериментировали с схожими аппаратами, некие из их тестов можно считать довольно успешными. Например, южноамериканский конвертоплан с поворотным крылом Х-18. Конвертоплан Х-18 обладал фюзеляжем прямоугольной формы и высоко размещенным крылом маленького размаха. В средней части крыла были смонтированы 2 массивных турбовинтовых мотора Allison Т40-А-14 развивавших мощность в 5 500 л.с. каждый. Данные движки оснащались трехлопастн
ыми турбоэлектрическими винтами обратного вращения «Кертис-Райт» (поперечник винтов составлял 4,8 метра).

Конвертопланы – летающие трансформеры
Конвертоплан X-18 c поворотным крылом

Во время взлета машины «по-вертолетному» все крыло конвертоплана поворачивалось вкупе с движками (вокруг собственной продольной оси на 90 градусов). При всем этом для взлета аппарата с критической нагрузкой употреблялся стандартный самолетный взлет. Кроме этого, в хвостовой части летательного аппарата находился дополнительный турбореактивный движок Westinghouse J-34-WE, развивавший тягу в 1530 кгс. Его реактивная струя могла изменять свое направление в вертикальной плоскости, что значительно облагораживало маневренность конвертоплана на малых скоростях полета.

В 1958 году был сделан 1-ый и, как оказывается потом, единственный опытнейший экземпляр Х-18. Данный конвертоплан прошел довольно насыщенный цикл наземных испытаний, после этого в 1959 году был передан в Исследовательский центр им. Лэнгли, где 24 ноября 1959 года в первый раз поднялся в воздух. До окончания летных испытаний в июле 1961 года конвертоплан Х-18 успел выполнить около 20 полетов. Главной предпосылкой окончания его испытаний и следующего свертывания программки стала неисправность в механизме конфигурации шага воздушного винта, которая произошла в последнем полете аппарата, также тот факт, что его движки «не были взаимосвязаны». Во время 1-го из собственных последующих наземных испытаний конвертоплан Х-18 был разрушен и окончил свою жизнь уже на свалке. Вобщем, необходимо отметить, что данный конвертоплан дозволил собрать достаточное количество данных, которые были нужны для постройки более томного и совершенного конвертоплана ХС-142, владеющего 4-мя движками.

Вторым более всераспространенным типом конвертопланов можно именовать модели с поворотными винтами. Они получили более обширное распространение, по последней мере, посреди экспериментальных летательных аппаратов точно. Недочетом таких моделей в сопоставлении с традиционными вертолетами является необходимость в наличии крыльев довольно огромного размаха. Это обосновано тем, что на таких аппаратах в большинстве случаев устанавливаются рядом 2 довольно огромных по поперечнику винта. Это просит роста площадки, которая употребляется для выполнения взлета и посадки. Потому что в конструкции многих конвертопланов используются силовые установки, состоящие из нескольких движков, которые и приводят в движение воздушные винты, отказ 1-го либо сходу нескольких из их может иметь трагические для аппарата последствия. Беря во внимание это, для того чтоб предупредить катастрофу в конструкции многодвигательных конвертопланов нередко можно повстречать перекре¬стные коробки, которые позволяют обеспечить привод нескольких воздушных винтов всего от 1 мотора, что в свою очередь ведет к росту массы таких аппаратов.

Конвертопланы – летающие трансформеры
Bell V-22 Osprey с поворотными мотогондолами

Необходимо отметить, что поворотными обычно являются не сами винты, а гондолы с ними, как это реализовано на единственном серийно выпускающемся конвертоплане Bell V-22 Osprey. Данный летательный аппарат, находящийся на вооружении морской пехоты США оснащается 2-мя движками Rolls-Royce T406 мощностью в 6150 л.с. каждый. Движки размещены в особых гондолах на концах крыла и могут поворачиваться на угол до 98 градусов. Трехлопастные винты с трапециевидными лопастями связаны меж собой синхронизирующим валом, который проложен снутри крыла конвертоплана. Данный вал также позволяет Bell V-22 Osprey совершить посадку только с 1 работающим движком. С целью уменьшения массы конструкции конвертоплана около 70% аппарата делается из композитных материалов на базе стекло- и углепластиков с эпоксидным связывающим, что делает его конструкцию на 25% легче железного аналога.

Так как данный конвертоплан должен базироваться на ограниченных по размерам площадках, он обустроен складывающимися крыльями и винтами, что позволяет уменьшить его ширину на земле до 5,51 мет
ров. Экипаж конвретоплана состоит из 2 человек, а в его грузовом отсеке могут поместиться 24 десантника со своим вооружением. Винты конвретоплана поперечником 11,6 метра с целью понижения веса также выполняются из стеклопластика

С развернутым крылом ширина Bell V-22 Osprey по концам лопастей составляет 25,78 метра. Длина его фюзеляжа – 17,48 метра. Высота машины – 5,38 метра, при вертикально установленных движках растет до 6,73 метров. Наибольшая взлетная масса чуток более 27 тонн, при всем этом масса полезной нагрузки при использовании вертикального взлета – 5 445 кг. Масса груза на наружной подвеске составляет при использовании 2-х крюков 6 147 кг. Наибольшая скорость конвертоплана в самолетном режиме полета – 483 км/ч, в вертолетном режиме – 185 км/ч. Практическая дальность полета – 1627 км.

Конвертопланы – летающие трансформеры
V-22 в самолетном режиме полета

Необходимо подчеркнуть, что единственный серийный конвертоплан недешево обходится южноамериканскому бюджету, а количество приобретаемых машин пересматривается в сторону уменьшения в протяжении ряда лет. Цены на него составляют от 71 до 58 млн. баксов за единицу. В свое время настолько постылый россиянами сенатор Джон Маккейн отдал ему такую характеристику: V-22 отлично смотрится в небе… когда не простаивает в ремонте.

Источники инфы:
-http://www.bratishka.ru/archiv/2012/09/2012_9_15.php
-http://sw-master.narod.ru/fly_sh_3.htm
-http://nvo.ng.ru/armament/2006-03-31/6_convertoplan.html
-http://ru.wikipedia.org/wiki

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,099 сек. | 11.27 МБ