Корабельный «стандарт»

Возникновение первых боевых самолётов далековато не сходу занесло коррективы в боевые деяния на море. В Первую мировую войну небо над морем очень изредка таило внутри себя опасность для боевых кораблей. Но в последующей мировой войне самолёты смогли довольно отлично биться и с линкорами, и с крейсерами, и с подводными лодками. А последующее десятилетие поставило надводный флот всех государств перед жёстким выбором — или корабли будут в состоянии отражать атаки авиации и только ещё показавшихся управляемых ракет, или им предстоит сойти со сцены как самостоятельной боевой силе. Отсюда становится полностью понятным интерес янки, с которым в 1950-е гг. они приступили к оснащению собственных кораблей самыми различными зенитными средствами, и сначала ракетами.

корабль VM-1 "Нортон саунд" на верфи

Принято считать, что эти работы были начаты в декабре 1944 г., с исследовательских работ по проекту «Бамблби», к которым была подключена Лаборатория прикладной физики Института Джона Хопкинса. Первой ракетой, которая вошла в состав корабельной системы ПВО, стала «Терьер» (RIM-2), разработка которой была начата в 1949 г. компанией «Конвэр». Её 1-ые тесты провели сначала 1950-х гг. на переделанном из бывшей плавбазы гидроавиации опытовом корабле «Нортон Саунд», ставшем на несколько следующих десятилетий полигоном для отработки всех американских корабельных ЗУР. Двухступенчатая твердотопливная ракета «Терьер» была способна поражать цели на дальностях до 27 км и высотах от 1,5 до 18 км.
Первыми это орудие получили ранее построенные крейсеры, так как массивные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) первого поколения на корабли наименьшего класса не вписывались.
К тому же боекомплект составлял 144 ракеты. В 1952 г. началось переоборудование под «Терьеры» 2-ух тяжёлых крейсеров — «Бостон» и «Канберра», с которых для этих целей демонтировали кормовые башни и зенитные пушки. Оснащённые новейшей системой, они вошли в строй в 1955-1956 гг.
Прямо за тяжёлыми крейсерами начались переделка и оснащение «терьерами», выведенными после войны в резерв, нескольких лёгких крейсеров типа «Кливленд», вступивших в строй с новыми ЗРК в конце 1950-х гг.

Тяжёлый крейсер "Бостон" типа "Балтимор

Сначала 1960-х на вооружение южноамериканского флота начала поступать модификация ракеты «Терьер-2» с дальностью стрельбы до 40 км и спектром рабочих высот от 1 до 26 км. Этими ракетами в 1960-е гг. было обустроено большая часть больших американских кораблей, в том числе несколько авианосцев, фрегатов и атомный крейсер «Лонг Бич».

Зенитно-ракетный комплекс RIM-24 Tartar

В свою очередь, для оснащения кораблей наименьшего водоизмещения, типа эсминцев и фрегатов, компанией «Помона» была сотворена одноступенчатая ракета «Тартар» (RIM-24), имевшая в два раза наименьшие размеры, да и надлежащие им тактико-технические свойства — дальность деяния до 27 км и досягаемость по высоте до 13 км. Этими ракетами также вооружили томные крейсера «Чикаго», «Олбани» и «Колумбус», с которых демонтировали фактически всю артиллерию, заменив её 2-мя батареями ЗРК «Тартар» и «Тэлос».

Двухступенчатая ракета «Тэлос» (RIM-8) стала первой корабельной ЗУР далекого деяния, способной поражать цели на расстоянии более 100 км. Её тесты начались в 1951 г., а в окончательном виде она была принята на вооружение в 1959 г.

В течение нескольких следующих лет ракеты «Тэлос», «Терьер» и «Тартар», вошедшие в так именуемый Т-ряд, задавали тон в концепциях корабельных систем ПВО. Естественно, они не являлись безупречным орудием, с ними появилось столько заморочек, что их нередко называли «ужасными Т». Вобщем, по воззрению профессионалов США, комплексы ПВО с этими ракетами вместе с палубными самолётами обеспечивали довольно эффективную защиту кораблей от бомбардировщиков, парящих относительно маленькими группами на средних и огромных высотах.

Но по мере того, как нач
алось всё более обширное внедрение противокорабельных ракет, высокоманевренных самолётов, средств радиоэлектронной борьбы, потребовалось существенно усовершенствовать ЗРК в направлении роста маневренности ЗУР, улучшения помехоустойчивости, понижения нижней границы зоны поражения, уменьшения времени реакции и поболее полной автоматизации процесса перехвата целей. Одной из первых работ на этом направлении стало создание ракеты «Стандарт», которая должна была поменять ранее разработанные «Терьер» и «Тартар».

Работы по «Стандарту» начали в октябре 1963 г. Технический задел для их выполнения был заложен в предыдущие годы, при реализации проектов «Усовершенствованный Тартар» и «Самонаводящийся Терьер-3». Скопленный опыт свидетельствовал, что работы по корабельным системам ПВО следует сосредоточить на сокращении количества новых частей, вводимых в состав систем управления ЗРК, на использовании имевшихся пусковых установок, корабельных систем хранения и заряжания.

В течение 1963 — 1964 гг. компания «Дженерал Дайнэмикс» выполнила подготовительные оценки и 30 декабря 1964 г. заключила договор на создание новейшей ракеты. 1-ый вариант — RIM-66A, предложенный разработчиком, по внешнему облику и массо-габаритным чертам напоминал ракету «Тартар». Длина новейшей ЗУР равнялась 4,3 м, масса — 485 кг (к моменту окончания разработки масса выросла до 617 кг, при всем этом длина за счёт плотной сборки возросла некординально).

RIM-66A

Как и все последующие варианты «стандартов», он представлял собой ракету, имеющую модульную конструкцию и выполненную по обычной аэродинамической схеме, с 4-мя крыльями малого удлинения и складывающимися аэродинамическими рулями. Конструкция ракеты состояла из 5 главных отсеков — головного приборного, боевого снаряжения, аппаратурного, двигательного и хвостового.

Аппаратура головного отсека впереди запиралась радиопрозрачным пластмассовым обтекателем оживальной формы. В отсеке устанавливались полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блок обработки сигналов, радиовзрыватель и бортовая аналоговая вычислительная машина.

В отсеке боевого снаряжения располагалась боевая часть, инициирование которой выполнялось радиолокационным взрывателем, а в неких следующих модификациях для этой цели употреблялся контактный взрыватель ударного деяния. Для неопасной эксплуатации ракеты её боевая часть встраивалась с предохранительно-исполнительным механизмом, имевшим четыре степени предохранения.

В аппаратурном отсеке были размещены блок автопилота, преобразователь напряжения и электробатарея.

1-ый вариант «Стандарта» оснащался такими же, как и «Тартар», движком и боевой частью Мк.51. В то же время, в отличие от собственной предшественницы, RIM-66A имела:
— радиоэлектронное оборудование, выполненное на микромодулях;
— электронные приводы рулей управления, заместо гидравлических;
— серебряно-цинковую батарею разового использования.

В итоге этих инноваций электрическая аппаратура ракеты стала более малогабаритной, заняв примерно в два раза наименьший объём, чем аппаратура ракет Т-ряда. Также это позволило обеспечить более высшую надёжность и эффективность деяния ракеты ввиду отсутствия утечек и понижения употребления энергии.

В качестве двигательной установки RIM-66A употреблялся двухрежимный движок Мк.27 мод.О компании «Аэро-джет». Стартовый и маршевый заряды этого мотора размещались концентрически. К обечайке камеры сгорания прилегал маршевый заряд, выполненный в виде цилиндрической трубы, а снутри него размещался стартовый заряд.

Ракета оснащалась стержневой боевой частью массой 62 кг, из которых взрывчатое вещество составляло 30 кг. Разрушение цели обеспечивалось ударной волной и кольцом из 400 соединённых меж собой железных стержней с радиусом поражения до 15 м.
В хвостовом отсеке были расположены сопло мотора и приводы управления аэродинамическими рулями.

Необходимо подчеркнуть и то, что при разработке ракет «Стандарт» разработчикам удалось достигнуть значимого сокращения нужного объёма их технического обслуживания и роста сроков меж проверками на кораблях. Это позволило исключить из состава комплекса ПВО бессчетные виды контрольно-проверочного и измерительного оборудования, которое использовалось для поддержания ракет Т-р
яда в боеготовом состоянии. Сборка и тесты стопроцентно собранных «стандартов» осуществлялись в арсеналах ВМС, куда поступали отдельные составляющие ракеты с заводов-изготовителей. После сборки ракеты складировались либо передавались на корабль. В случае обнаружения неисправности либо отказа ракеты ворачивались для проверки либо ремонта.

Опытнейшее создание ракет RIM-66A было начато в 1965 г., и в том же году они стали испытываться в составе корабельных систем ПВО. Фуррор к создателям «Стандарта» пришёл зимой
1966 г., когда был выполнен 1-ый запуск ракеты с палубы эсминца по реактивному самолёту-мишени QF-9F. В целом же, как отмечалось разработчиками, успешными оказались около 70% наземных и лётных испытаний ракет, что позволило обойтись без каких-то значимых доработок в конструкции ракеты. Все же 1-ые три- модификации ракеты (RIM-66A мод.1, мод.2 и мод.З) существовали только на шаге разработки, а в 1967 г. на вооружение поступила ракета «Стандарт-1 MR» (RIM-66B мод.4), отличавшаяся усовершенствованными чертами перехвата воздушных целей в сложных критериях радиоэлектронного противодействия, уменьшенной малой дальностью поражения целей.

Как проявили 1-ые результаты эксплуатации «Стандартов», их подготовка к пуску занимала наименее 2 с, так как им не требовался долгий прогрев аппаратуры, соответствующий для ракет Т-ряда.

Стандарт-1 MR

Дальность деяния первого из вариантов «Стандарт-1 MR» составляла 32 км, и для её роста до 60 км было предложено использовать ускоритель Мк.12 компании «Геркулес» (вариант «Стандарт-1 ER»), который пристыковывался к ракете RIM-66B конкретно на корабле.
Но уже в 1969 г. создание «Стандарт-1 MR» было прекращено и до 1974 г. выпускались ракеты RIM-66B мод.5. Главным различием RIM-66B мод.5 было внедрение осколочно-фугасной боевой части Мк.90 и двухрежимного мотора Мк.27, позволившего обеспечить огромные дальность и высоту поражения целей. Сразу для заслуги ещё большей дальности была разработана другая модификация «Стандарт-IER» — RIM-67A, которая по собственному внешнему облику и массо-габаритным чертам была подобна ракете «Терьер». Она использовала двухрежимный маршевый движок компании «Атлантик Рисерч» и ускоритель Мк.12, также оснащалась более быстродействующим автопилотом и новейшей головкой самонаведения (ГСН). Создание этого варианта «Стандарт-1ER» длилось до 1973 г.

RIM-66B

Всего спецы компании «Дженерал дайнемикс» разработали 6 модификаций RIM-66B, отличавшихся друг от друга конструкцией ряда частей. Причём 1-ые модификации (от Блок 1 до Блок 4) отличались друг от друга только некими электрическими и противопомеховыми устройствами. В конечном счёте эта работа закончилась созданием ракеты «Стандарт-IMR» Блок 6 (RIM-66E), в составе которой были применены моноимпульсная ГСН (заместо ГСН с коническим сканированием), цифровая бортовая ЭВМ (заместо аналогового вычислительного устройства), адаптивный дистанционный взрыватель Мк.45 Блок 4 (TDD) и боевая часть с двойным инициированием, что позволило прирастить эффективность её деяния при перехвате низколетящих целей с малой радиолокационной замет-ностью. Серийное создание данного варианта ракеты было начато в 1980 г. и длилось до 1985 г.

Standard Missile 1 MR RIM-66B

Все эти годы наряду с зенитными вариациями ракеты «Стандарт» развивались и ракеты, имеющие другое предназначение. Так, ещё в 1966 г. на базе RIM-66B началась разработка противокорабельной ракеты «Стандарт» RGM-66D, предназначавшейся для поражения надводных целей, оснащённых радиолокационными средствами. В отличие от базисного варианта «Стандарт», её наведение на цель производилось при помощи способа пассивной радиолокации и аппаратуры запоминания координат цели. Эта ракета была принята на вооружение в 1970 г.
В будущем году была начата разработка ещё 2-ух вариантов этой ракеты: RGM-66E, способной стартовать из пусковых установок Мк.112 противолодочного комплекса «Асрок», и RGM-66F, которая также получила известнос
ть под обозначением «Стандарт Эктив» ввиду её оснащения активной радиолокационной ГСН, разработанной компанией «Рейтеон». Конструкция «Стандарт Эктив» была схожа «Стандарт-IMR» и отличалась только новейшей секцией наведения, обтекателем и ЭВМ. При всем этом длина ракеты возросла на 25 см, а масса — на 45 кг. К началу 1973 г. отделение «Помона» компании «Дженерал Дайнемикс» выстроило несколько образцов «Стандарт Эктив». 7 апреля 1973 г. на полигоне Пойнт-Мугу состоялся 1-ый запуск по кораблю-мишени, окончившийся прямым попаданием. Но после сотворения ПКР «Гарпун» работу над «Стандарт Эктив» закончили.

Противолодочный ракетный комплекс "Asroc"

Более удачной оказалась судьба противорадиолокационных вариантов ракеты «Стандарт», предназначавшихся для поражения радиотехнических средств, радиолокационных станций ЗРК и зенитной артиллерии. Ракета «Стандарт-ARM» (AGM-78) была разработана на базе RIM-66A и использовала пассивную ГСН, наводящуюся на излучение РЛС на дальностях до 80 км. Для этой ракеты сделали несколько вариантов широкополосной пассивной радиолокационной ГСН с различными рабочими спектрами частот. В головном отсеке, не считая ГСН, устанавливалась аппаратура, позволяющая запоминать координаты цели, по этому наведение ракеты могло длиться и после её выключения РЛС. Также были специально разработаны радиопрозрачные обтекатели, обеспечивающие пропускание сигналов фактически от всех радиолокационных станций в границах рабочего спектра ГСН. Ракета AGM-78 оснащалась сильной осколочно-фугасной боевой частью массой около 150 кг, подрыв которой выполнялся на высоте 15 — 20 м над целью, по этому радиус разлёта её осколков достигал 600 м. Сразу в промежном отсеке ракеты, находящемся рядом с боевой частью, устанавливался сигнальный заряд, образовывавший после подрыва дымовое скопление, становившееся ориентиром для атак других самолётов.

«Стандарт-ARM» была принята на вооружение в 1968 г. и в предстоящем её разные варианты (AGM-78A мод1-3, AGM-78B мод1-3, AGM-78C мод1-3 и AGM-78D мод 1-2) применялись на самолётах F-105DF, А-6А и F-4E. До 1976 г. было сделано около 3000 ракет этого типа.

Делавшиеся тогда оценки демонстрировали, что для поражения современных воздушных целей могло потребоваться до трёх ракет «Стандарт-1». К этому же времени на полигонах и кораблях начались тесты отменно новых зенитных ракет «Стандарт-2». Необходимо подчеркнуть, что ещё на исходных шагах работ над первыми «стандартами» для заказчиков и разработчиков новых видов корабельных зенитных вооружений было разумеется, что введение усовершенствований в имеющиеся корабельные ЗРК, включая создание для их новых ракет, не сумеет решить всех встающих перед ними заморочек. Потому ещё сначала 1960-х гг. в США начались работы по созданию функционального ракетного комплекса «Иджис» (так в древнегреческих легендах назывался щит Зевса), рассчитанного на отражение атак, которые могли стать обычными для 1970 — 1980-х гг.). «Иджис» предназначался для перехвата разных высокоскоростных воздушных средств (самолётов, ПКР) с малой действенной отражающей поверхностью при применении ими средств радиопротиводействия и в всех погодных критериях.

Этот комплекс также рассчитывался на внедрение в качестве орудия для поражения наземных и надводных целей. С течением времени для «Иджиса» потребовались и свои варианты ракет «Стандарт».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,205 сек. | 11.34 МБ