Судостроение — 2012. Время подвести итоги

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

На стапелях, из звонкой пустоты, через полосы не толще паутинки вдруг проступают плавные черты, будто бы на переводной картинке… И будет нужно еще много времени и сил, чтоб корабль, окрепнув, в конце концов, шагнул на воду и встал на ровненьком киле, мягко покачиваясь на волнах.

Военное кораблестроение – одна из самых сложных, трудозатратных и дорогих отраслей индустрии. Тут реализуются наилучшие технологии и новые разработки из смежных областей науки: двигателестроения, металлургии и физики композитов, радиоэлектроники, ракетостроения, четкой механики… Количественный и высококачественный состав военно-морского флота – конкретные индикаторы экономической обстановки в хоть какой стране (географические конфузы а-ля «Монгольский флот» либо ВМС Швейцарии – редчайшее исключение из общих правил). Военный флот – знак мощи и престижа вооруженных сил: корабли всегда на виду, они огромны и великолепны, истинные Левиафаны современности.
Вот поэтому все связанные с ВМФ действия, будь то спуск на воду новейшей подлодки либо покупка «Мистралей», получает настолько широкий публичный резонанс.

Во времена СССР ситуация была несколько другой – военной кораблестроение было подернуто дымкой секретности, никаких общественных дискуссий на данную тему не проводилось, ну и никакой надобности в этом не было: все и так знали, что флот Страны Советов наибольший в мире. А что до секретности – это пусть «вероятный противник» разламывает голову, сколько у нас кораблей: 1250 либо 1380 (конкретно столько числилось в 1989 году в составе ВМФ СССР! Будем реалистами – боеспособными из их были 30%, да и этого хватало с излишком, чтоб осадить хоть какого противника).

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

Спущенная на воду новенькая атомная подлодка К-329, на заднем плане видна громадина надстройки законсервированного атомного крейсера пр.1144


Эпоха наступившего капитализма, приватизированных компаний, холдингов и компаний диктует другие правила поведения: кораблестроители обязаны как можно громче заявлять о всех собственных успехах и достижениях. Время от времени это приводит к обидным последствиям: коррумпированные бюрократы и нерадивые контрагенты преднамеренно затягивают сроки строительства и тотчас в разы завышают цена материалов и оборудования. Гремучая коррупционная смесь накладывается на неминуемые технические трудности при разработке новейшей техники, что в итоге, еще посильнее сказывается на сроках строительства.

При всем этом, чтоб сделать иллюзию «напряженной трудовой деятельности», они на всех углах трубят о «великих свершениях», которые, при ближнем рассмотрении, являются полностью будничными событиями, не требующими лишних оваций.

Подписан договор на постройку фрегата! Апплодисменты!
Свершилась закладка фрегата! Апплодисменты!
Фрегат спущен на воду! Апплодисменты!
Состоялись швартовые тесты! Апплодисменты!
Фрегат вышел на заводские ходовые тесты! Апплодисменты!

Обычно эти действия происходят с интервалом в год, в течение которого все запамятывают заглавие корабля и прошлогодний разговор. В итоге у неискушенного мещанина создается воспоминание, что флот пополнился пятью новыми кораблями. На самом деле – одним, ну и тот еще не прошел муниципальных испытаний.

Стоит держать в голове, что история знает тыщи заложенных кораблей, которые, по разным причинам, никогда не задели воды. Определенный пример – атомный авианосец «Ульяновск», разобранный на стапеле при готовности 18%.
И далековато не каждый спущенный на воду корабль был достроен и принят в состав флота. Определенный пример – тяжкий крейсер «Лютцов», приобретенный в Германии для ВМФ СССР, но оставшийся недостроенным из-за начала войны. Либо ракетный крейсер «Украина», тихо ржавеющий в Николаеве при готовности 95%

«Выход на ходовые испытания» тоже не является достаточным аспектом готовности корабля. Ходовые тесты можно просто провалить и опять застрять у достроечной стены завода еще на целый год, как это сделал
индийский авианосец «Викрамадитья».

«Подписан приемо-сдаточный Акт. Корабль принят в состав ВМФ» – вот те волшебные слова, услышав которые можно подбросить в воздух шапку и произнести тост «семь футов под килем».

Естественно, не стоит третировать информацией о графике строительства: закладка, спуск на воду – принципиальные сведения, способные пролить свет на судьбу корабля и перспективы флота.

Никто не просит от судостроителей стахановских темпов — довольно раз в год закладывать по нескольку военных кораблей (2-го, 3-го рангов, в эталоне – 1 ранга). Если делать все верно, без задержек и тлетворного воздействия коррупции, то через 10 лет на рейде будет стоять мощная эскадра из 2-ух 10-ов вымпелов. А через 20 лет – могучий океанский флот.

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

Как отличить добросовестных подрядчиков от подлецов? До боли просто – довольно посмотреть на размеры корабля и сопоставить их со
сроками строительства. Скорректировать расчеты на базе интернационального опыта и аспектов в виде технических рисков при применении новаторских решений и нововведений (если таковые имеются).

Картина становится видна как на ладошки. Если уже через год после закладки фрегата следует сообщение, что корабль спущен на воду, а еще через несколько лет над ним взвилось белоснежное полотнище с перекрещенными на искосок голубыми линиями — означает вся команда судостроителей и ответственных за выполнение договора чиновников достойна почтения и хорошей премии.
Если самый обыденный фрегат спущен на воду через 5 лет после закладки в степени готовности 40%, и при всем этом у ответственных лиц хватает совести разглагольствовать на тему «укрепления обороноспособности Родины» — такая ситуация пахнет уголовным делом.

Сейчас, наметив «базовые точки» нашего разговора и с учетом представленной градации, прейдем к оглашению результатов деятельность русского муниципального холдинга ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Итак, в 2012 г. было принято в состав флота 5 кораблей:

Ракетный подводный крейсер стратегического предназначения К-535 «Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»)
Водоизмещение надводное/подводное – 14 500/24 000 тонн.
Рабочая глубина погружения 400 м.
Вооружение: 16 межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования Р-30 «Булава»; 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

Сторожевой корабль «Дагестан» (проект 11661К «Гепард-3.9»)
1-ый корабль ВМФ Рф, вооруженный ракетным комплексом «Калибр-НК».
Полное водоизмещение 2000 тонн.
Вооружение: ракетный комплекс «Калибр-НК» (боекомплект — 8 крылатых ракет, созданных для поражения надводных либо наземных целей на дальности до 300 км), зенитно-ракетный комплекс «Пальма»; универсальная артиллерийская установка АК-176 (калибр 76 мм).

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» (проект 21630, шифр «Буян»)
Спец средство для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и с учетом особенных критерий дельты Волги.
Водоизмещение 500 тонн.
Вооружение: универсальная артиллерийская установка АК-190 (калибр 100 мм), реактивная система залпового огня А-215 «Град-М» с 40 направляющими (калибр 122 мм), зенитно-ракетный комплекс ЗМ47 «Гибка» (4 пусковых контейнера ПЗРК «Игла»).

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

МАК "Махачкала" на позднем шаге строительтства

Противодиверсионный катер П-191 (проект 21980, шифр «Грачонок»).
Противодиверсионный катер П-349 (проект 21980, шифр «Грачонок»).

Катера созданы для противодействия диверсантам и террористам в акваториях пт базирования и ближних подходах к ним, также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты гос границы Рф. Водоизмещение катеров 140 тонн. Вооружение: многокалиберный пулемет, 2 гранатомета ДР-64 и ДП-65, ПЗРК «Игла».

Еще 3 корабля проходят ходовые тесты, а означает, их принятие на вооружение – дело наиблежайшег
о грядущего:

Ракетный подводный крейсер стратегического предназначения К-550 «Александр Невский» (проект 955 «Борей»).

Многоцелевая атомная подводная лодка К-329 «Северодвинск» (проект 885 «Ясень»).

Корвет с управляемым ракетным орудием «Бойкий» (проект 20380). Тесты этого корабля омрачило обидное происшествие – во время швартовки в гавани Кронштадта корвет столкнулся с океанографическим судном «Адмирал Владимирский». К счастью, обошлось без жертв и разрушений.

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

В 2012 году было спущено на воду 4 корабля:

Ракетный подводный крейсер стратегического предназначения «Владимир Мономах» (проект 955, шифр «Борей»).

Корвет с управляемым ракетным орудием «Стойкий» (проект 20380).
Предназначен для операций в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, также для артиллерийской поддержки десантов при проведении морских десантных операций.
Полное водоизмещение 2200 тонн.
Вооружение: 8 ПКР Х-35 «Уран», универсальная артиллерийская установка АК-190, 2 зенитных автомата АК-630М, 8 противолодочных торпед калибра 330 мм.

Большой десантный корабль «Иван Грен» (проект 11711).
Водоизмещение 5000 тонн.
БДК «Иван Грен» предназначен для решения широкого круга задач — от содействия при проведении десантных операций до перевозок разных грузов в мирное время в интересах Минобороны. БДК «Иван Грен» может транспортировать современную российскую боевую технику, в том числе многообещающего вооружения морской пехоты и береговых войск.
Грузоподъемность: 13 главных боевых танков либо 300 человек личного состава морской пехоты.
Вооружение: артиллерийские системы калибра 76 мм и 30 мм, 2 установки реактивных систем залпового огня. На борту имеется вертолет Ка-29.

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

Спасательное судно «Игорь Белоусов» (проект 21300).
Водоизмещение 5000 тонн.
Спец судно «Игорь Белоусов» создано для эвакуации и спасения экипажей из лежащих на грунте аварийных подлодок, подачи воздуха высочайшего давления, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме этого, судно может вести поиск аварийных объектов в данном квадрате, в том числе в составе интернациональных морских поисково-спасательных групп.

В 2012 году были заложены 7 кораблей:

Ракетный подводный крейсер стратегического предназначения «Князь Владимир» (проект 955 «Борей»).
Ввиду неких особенностей современного русского кораблестроения атомоход «Князь Владимир» имеет некие отличия от 3-х прошлых РПКСН «Борей». Уже не тайна, что для ускорения строительства «Бореев» использовались уже готовые секции недостроенных многоцелевых подлодок проекта 971 и подводных «убийц авианосцев» проект 949А (однотипных погибшей АПЛ «Курск»). В итоге все «Бореи» несколько отличаются меж собой — но исключительно в наилучшую сторону. В особенности выделяется «Князь Владимир», несущий на борту уже не 16, а 20 баллистических ракет «Булава»!

Дизель-электрическая подводная лодка Б-262 «Старый Оскол» (проект 636.6 «Варшавянка»).

Многоцелевой фрегат далекой морской зоны «Адмирал Головко» (проект 22350).
3-ий корабль собственного типа. Полное водоизмещение: 4500 тонн. В наиблежайшие 10-20 лет корабли проекта 22350 будут наверное составлять базу надводных сил ВМФ Рф.
Фрегаты 22350 преребалансированы в сторону усиления вооружения, на борту корабля будут установлены универсальный ракетный комплекс "Калибр-НК" на 16 пусковых ячеек, ЗРК "Полимент-Редут", противолодочный комплекс "Пакет-НК", 130-мм артустановка А-192, и ЗРАК "Палаш". Авиационное вооружение — вертолет КА-27ПЛ.

Кораблестроение - 2012. Время подвести итоги

Закладная секция фрегата "Адмирал Головко"

Многоцелевой фрегат далекой морской зоны «Адмирал Макаров» (проект 11356).
3-ий корабль собственного типа. Полное водоизмещени

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,208 сек. | 12.6 МБ