Корабли-невидимки на французский манер

Корабли-невидимки на французский манерНа прошлой неделе стало понятно, что французский ВПК предложит на тендер, объявленный ВМС Бразилии, полный пакет в составе многоцелевых сторожевых кораблей, фрегатов и танкера. Вступая в жесткую конкурентнсть с сотрудниками из Англии и Италии, французские корабелы хотят выставить «на ристалище» свои новые выработки в области военного судостроения, включая надводные корабли, сделанные с широким внедрением технологий «стелс».

БРАЗИЛЬСКИЕ СМОТРИНЫ

«Французское предложение будет основано на тех специфичных требованиях, которые установлены бразильскими военными, изъявившими желание приобрести сторожевой корабль ближней морской зоны, многоцелевой фрегат и танкер для обеспечения пополнения боевыми кораблями и судами припасов горючего в море», – заявил 20 сентября на пресс-конференции представитель французской Генеральной делегации по вооружению (DGA). Предположительно бразильские адмиралы планируют приобрести по 5 сторожевых кораблей и фрегатов, также один флотский танкер. В качестве многоцелевого фрегата Париж хочет предложить несколько доработанную версию фрегата УРО типа FREMM, которые в текущее время строятся – в различной комплектации – для государственных ВМС Франции и Испании, а под «сторожевики» подпадают корветы УРО типа «Гоувинд».

Необходимо подчеркнуть, что франко-бразильское сотрудничество в области военно-морских вооружений в ближайшее время развивается все более интенсивно. Так, к примеру, 16 сентября с.г. на местности предприятия французской судостроительной компании DCNS в городке Лорьян был открыт проектно-конструкторский центр для подготовки инженеров ВПК и офицеров ВМС Бразилии, занятых в программке сотворения первой бразильской атомной субмарины. В течение следующих 18 месяцев 30 бразильских профессионалов будут перенимать от французских корабелов опыт, приобретенный последними в процессе проектирования семейства неатомных подводных лодок «Скорпена». Ранее бразильский флот уже получил от французов четыре такие ПЛ.

Глава управления интернационального сотрудничества ВМС Франции адмирал Жорж Босселю в связи с этим заявил, что «данный центр призван оказать Бразилии помощь в области проектирования неядерной части конструкции первой государственной атомной подводной лодки, которая должна вступить в боевой состав флота в 2025 году».

«ОБЪЕДИНЕННЫЙ» ФРЕГАТ

Предлагаемый Бразилии фрегат УРО типа FREMM является довольно увлекательным прототипом забугорной военно-морской техники (ВМТ), сначала в том плане, что это очередной итог внутриевропейской кооперации в области разработки и серийного выпуска ВВСТ. Многонациональный нрав корабля явствует уже из самого его наименования – FREMM (аббревиатура от «Fregates Europeennes MultiMissions», либо в переводе с французского «европейские многоцелевые фрегаты»).

Корабли-невидимки на французский манер

При этом на старте данной программки менеджер проекта со стороны французской DGA Франк Местре даже заявил, что это «самый принципиальный и инноваторский европейский проект в военно-морской области со времени 2-ой мировой войны». В этом нет никакого преувеличения: в отличие от другой многонациональной кораблестроительной программки фрегатов УРО (ПВО) типа «Горизонт», по которой для французского и итальянского флотов выстроено четыре корабля заместо восьми планировавшихся, а англичане из программки и совсем вышли, франко-итальянская программка FREMM продолжает набирать приверженцев – в 2007–2009 годах к базисным участникам присоединились Марокко (один корабль) и Греция (6 ФР УРО).

Официальный старт программке был дан в октябре 2002 года, когда соглашение о намерениях по вопросу совместной разработки и постройки большой серии кораблей класса «фрегат» подписали министры обороны Франции и Италии. 2-мя месяцами позднее был образован и франко-итальянский консорциум – на базе французской компании «Армарис» (кооперативный проект компаний DCN и «Талес», имевших в нем равные
толики, на сей день компания уже закончила свою деятельность и вкупе с военно-морским подразделением «Талес» влилась в состав компании DCNS) и итальянской «Орризонте Системи Навали» (СП «Финкантьери», имеющей 51% акций, и «Финмекканика», владеющей 49%), который чуток позднее получил стартовый договор на 27 фрегатов типа FREMM: 10 для Италии и 17 для Франции. Правда, окончательный, уже производственный договор на первую партию в 14 кораблей (Франция – 8, Италия – 6) был подписан главами военных ведомств 2-ух государств только 25 октября 2004 года: постройка кораблей для французских ВМС была поручена судоверфи DCN в Лорьяне, а итальянские фрегаты будет строить предприятие «Финкантьери». Потом количество заказанных кораблей, вобщем, было сокращено до 11 для Франции и 10 для Италии.

КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ – УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

В проекте FREMM французские и итальянские судостроители стремились воплотить все свои выработки в данной области, в итоге чего им удалось сделать вправду функциональный корабль, в конструкции которого реализован принцип модульности. Последний, правда, ограничен границами судоверфи – «заточить» FREMM под определенную задачку, противолодочный вариант либо «корабль общего назначения» можно лишь на заводе-строителе. В первом случае фрегат УРО будет иметь больший припас торпед (обе страны избрали новейшую разработку компании «Евроторп» – торпеду MU90) и буксируемую Угасал. А во 2-м – отличаться комплексом вооружения с крылатыми ракетами и беспилотниками, более сильной артустановкой (127-миллиметровая АУ заместо 76-миллиметровой), также наличием способности транспортировки, посадки и приема на борт группы сил спецопераций численностью до 25 человек, зачем на борту будут расположены две быстроходные моторные лодки типа «Зодиак».

Не считая того, после преждевременного закрытия программки ФР УРО (ПВО) типа «Горизонт» французский флот выступил с инициативой разработки дополнительной модификации FREMM, получившей обозначение FREDA (от «Frеgates de dеfense aеriennes», в переводе с французского – «фрегат ПВО») и направленной на обеспечение ПВО/ПРО корабельных соединений и конвоев судов, зачем корабли получат усиленное зенитное ракетное вооружение.

Но такая специализация все таки вторична – корабли типа FREMM вначале рассматривались и разработчиками, и производителями как «многоцелевые фрегаты УРО», способные в случае необходимости решать весь круг задач, обычно возлагаемых на корабли данного класса. Для этого, а именно, оба варианта FREMM будут вооружены комплексами артиллерийского и ракетного (противокорабельного и зенитного) орудия, также функциональными средствами радиотехнического вооружения. Конкретно это позволило фрегату в отличие от спец ФР УРО (ПВО) типа «Горизонт» удачно пережить период сокращения заказов со стороны главных участников программки и даже захватить новых заказчиков.

Базисная платформа кораблей, созданных для ВМС различных государств, составляет приблизительно 90–95% всех корабельных вооружений и систем, остальное же – специальные «национальные отличия», которые, вобщем, не принципны. Просто национальные ВПК соответственных стран-заказчиков «пробили» дорогу на борт фрегатов своим своим разработкам: к примеру, французские корабли вооружаются французскими же ПКР «Экзосет», а итальянские – комплексом «Отомат» аналогичного предназначения, но разработанным итальянским ВПК. В качестве вертолета корабельного базирования избран NH-90, но на итальянском фрегате он будет только один, а французы посчитали, что нужно зарезервировать место и для второго. Имеет отличия и «мозг» кораблей – если французские фрегаты УРО получили боевую информационно-управляющую систему (БИУС) центрального подчинения типа SETIS (Ship Enhanced Tactical Information System, другими словами «усовершенствованная корабельная тактическая информационная система»), сделанную на базе БИУС ФР УРО/ПВО типа «Горизонт», то итальянцы установили на собственных кораблях БИУС федерального подчинения, сделанную на базе системы, установленной на новеньком итальянском авианосце «Кавур».

КАК СДЕЛАТЬ КОРАБЛЬ Неприметным

Отличительной особенностью всех модификаций ФР УРО типа FREMM является обширное применение технологии «стелс», по этому удалось значительно понизить заметность кораблей в радиолокационном, акустическом, инфракрасном и электрическом спектрах: обводы корпуса и надстроек изготовлены плавными, конструкторы избежали всех двугранных либо трехгранных частей с 90-градусным изломом, вовнутрь убрано наибо
льшее количество систем вооружения, радиотехнических средств и плавсредств, большая часть отверстий в корпусе и бортах закрыты легкими водонепроницаемыми заслонками, агрегаты ГЭУ смонтированы на виброизолирующих платформах, на корабле установлены гребные винты новейшей конструкции и новая система размагничивания. Не считая того, корабли отличаются высочайшим уровнем автоматизации процессов управления и внедрения разных корабельных систем и вооружения, которые – равно как и элементы «стелс» – были ранее удачно опробованы на французских фрегатах семейства «Лафайет», ставших в последние два десятилетия одними из более нужных надводных кораблей данного класса в мире. Посреди самых узнаваемых покупателей последней модификации «Лафайета» – Сингапур и Саудовская Аравия.

Последняя подписала договор на три ФР УРО типа «Эль-Рияд» (шифр F3000S, программка «Савари II»), 1-ый из их вошел в боевой состав государственных ВМС посреди 2002 года. Данные корабли, имеющие полное водоизмещение 4650 тонн, длину 135 метров, ширину 17,2 метра и осадку 4,1 метра, спроектированы с учетом специфичных требований страны-заказчика. Они способны не только лишь отлично биться с надводными кораблями и субмаринами противника, да и обеспечивать ПВО и ПРО отдельных кораблей и судов, также защищать отряды боевых кораблей и конвоев от атак разных средств воздушного нападения.

Корабли-невидимки на французский манер

В состав его вооружения включены 76-миллиметровая артустановка «Супер Рэпид», восемь ПУ ПКР «Экзосет» MM40 Block 2, ЗРС «Астер 15» с подпалубной контейнерной УВП типа «Сильвер А43» (1-ый случай экспорта данного ЗРК, система управления огнем которого, по оценкам разработчиков, способна выслеживать сразу до 300 воздушных целей, а ЗУР могут применяться в «противоракетном режиме» – на дальность до 15 км либо в стандартном «режиме ПВО» – на дальность до 30 км), четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами ECAN F17P (интенсивно/пассивная ССН, дальность хода – 20 км, наибольшая скорость – 40 узлов, масса БЧ – 250 кг), функциональный радиолокационный комплекс «Арабель» с трехкоординатной РЛС спектра I/J с фазированной антенной решеткой и встроенной СУО, также двухкоординатная РЛС ОВЦ большой дальности DRBV 26D «Юпитер» II спектра D, активная низкочастотная опускаемая Угасал CAPTAS 20 UMS 4223 и улучшенные комплексы РЭБ, связи и обмена данными. В кормовой части кораблей оборудованы ВПП и ангар для стационарного базирования корабельного вертолета 10-тонного класса, при этом благодаря установленной дополнительно к стандартным успокоителям качки новейшей автоматической системе уменьшения воздействия продольной и килевой качки типа STAF эксплуатация вертолета вероятна при волнении моря до 6 баллов включительно. Базу же «мозгов» саудовских фрегатов УРО составляет БИУС типа SENIT 7, представляющая собой очень улучшенный вариант БИУС типа «Тавитак 2000».

Следует особо выделить, что проектирование фрегатов УРО типа «Эль-Рияд» велось уже с внедрением CAD-технологий – французы даже именуют их «первыми по-настоящему цифровыми кораблями». Компания PTC, предоставившая DCN свое ПО версии CADDS 5, установила 150 рабочих станций на ее производственных площадках, а еще 70 – на предприятиях компаний-субподрядчиков. Применение новейших способов компьютерного проектирования позволило, по оценкам разработчиков, на 17% понизить время разработки корабля, если ассоциировать с проектированием базисных кораблей семейства «Лафайет».

Корабли-невидимки на французский манер

«СТЕЛС» ДЛЯ Бедных

Но не многим возможным заказчикам по кармашку фрегаты УРО типов «Лафайет» либо тем паче FREMM, для их DCNS разработала более «дешевые» и легкие корабли – многоцелевые корветы УРО семейства «Гоувинд» водоизмещением от 1500 до 2500 тонн и длиной от 90 до 105 метров, позиционируемые компанией как сторожевые корабли литоральной зоны. Сейчас такие эталоны ВМТ оказались более нужны в странах, оказавшихся перед лицом бессчетных угроз с морских направлений: как обычных, так и асимметричных (пиратс

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,185 сек. | 11.31 МБ