Царский калибр

Королевский калибр

Послеобеденный отдых американских боец на полуострове Кагосима 7 апреля 1945 года оборвал страшенной силы взрыв. На горизонте в небо на высоту 6 км подымался столб дыма, по виду напоминавший ядерный гриб. Это отыскал свою кончину самый мощнейший за всю историю населения земли линкор – японский «Ямато», вооруженный девятью орудиями умопомрачительного калибра – 460 мм.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с южноамериканскими линкорами на дистанцию деяния собственной страшенной артиллерии, и он умер, так и не лицезрев неприятеля под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В собственном последнем бою «Ямато» сбил 5 и повредил 20 американских самолетов – жалкая стоимость за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских великанов – больше нигде в мире дредноутов не строили.

Королевский калибр

Германский линкор «Бисмарк», снаряженный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив управляющую машины и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда английский премьер Маккенна провозгласил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для германцев он в главном роскошь.

С нашей военно-морской мощью конкретно связано само существование Великобритании. В ней залог нашего существования. Для германцев же военно-морская мощь – это экспансия». Черчилль, озабоченный высококачественным приемуществом германской корабельной артиллерии, предложил прирастить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедля решил пойти на порядок выше, – вспоминал в воспоминаниях Черчилль, – и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новейшей программы».

И вот 21 октября 1912 года был заложен 1-ый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в 4 башнях. Чтоб представить для себя всю мощь новейшей артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг – в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытнейшее 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике сделал всего за 4 месяца. Результаты испытаний затмили все ожидания. Точность стрельбы даже на наивысшую дальность (на полигоне – 32 км; у корабельных установок из-за наименьшего угла возвышения стволов дальность не превосходила 21,4 км) была просто потрясающей.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить хоть какой линкор мира и тихо уйти по мере надобности. 5 кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в процессе войны, в январе 1915 – феврале 1916 годов. Годом позднее в строй вошли еще 5 линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением.

Королевский калибр

Для съемок японского кинофильма «Ямамото для мужчин» был сотворен макет линкора в истинную величину (длина 263, ширина – 40 м)

Немцы с некой задержкой ответили постройкой 4 собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия головного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Меж тем у британцев появилась еще одна военно-морская мысль: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Окрестили их достаточно весело – «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещен

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,123 сек. | 11.29 МБ