Корректируемые снаряды

Мы на полигоне. В нескольких километрах от нас мишень размером с консервную банку. За нами комплекс корректируемого артиллерийского вооружения «Сантиметр», напоминающий 152-мм гаубицу. Выстрел. Через несколько секунд от банки ничего не остается. Мы не желали бы быть на её месте.

Корректировать либо управлять

В мире есть всего две технологии управляемого артиллерийского орудия: южноамериканская концепция аэродинамического управления ACAG и русская концепция импульсной корректировки RCIC. Разработка ACAG, в первый раз реализованная в южноамериканском 155-мм снаряде Copperhead, получила в мире обширное распространение. А именно, конкретно ее реализуют российские управляемые снаряды «Краснополь», «Китолов» и мина «Грань» разработки тульского «Конструкторского бюро приборостроения» (КБП), возглавляемого известным Аркадием Шипуновым. Импульсная корректировка – чисто русская патентованная разработка, реализованная, к примеру, в снарядах «Сантиметр» и минах «Смельчак» компании «Аметех». В чем все-таки разница меж ACAG и RCIC? Если просто, то управляемое орудие лучше использовать при пикантной высокоточной стрельбе, корректируемое – при четкой. Если тяжело, то читайте далее.

Корректируемые снаряды

Корректируемые снаряды

Краснополь

Общее условие для обоих типов боеприпасов заключается в том, что перед выстрелом к цели на расстояние 7 км (на практике еще поближе) должен подобраться корректировщик с лазерным целеуказателем-дальномером (ЛЦД) на плечах. Работа очень томная – 1-ая модификация дальномера 1Д15 для «Краснополя» весила 60 кг, современный 1Д20М для «Смельчака» и «Сантиметра» – 18 кг. (Как вы помните, в голливудских фильмах лазерные дальномеры похожи на легкие полевые бинокли.) Кроме дальномера у корректировщика должна быть армейская радиостанция (тоже большая коробка) и устройство синхронизации (о нем позднее). Из перечисленного понятно, что корректировщик – важнейший (и, к огорчению, самый расходный) компонент системы, потому для его сопровождения, обычно, выделяются ребята из спецназа.

Прибыв на место (как упоминалось, не дальше чем в 7 км от смертельно небезопасного противника), корректировщик устанавливает свое оборудование и с помощью ЛЦД отыскивает и выбирает цели. После выбора определяет их координаты, считывая дирекционный угол, угол места (не спрашивайте нас, что же все-таки это такое) и дальность. После чего, используя принесенный с собой армейский ноутбук (он вточности такой же, как штатский, только тяжелее, дороже и работает медлительнее), по таблицам стрельб рассчитывает установки для стрельбы, точь-в-точь как и для неуправляемых снарядов. Мой друг, увлекающийся стрельбой на сверхдальние расстояния, для этой цели, кстати, употребляет маленький КПК со интегрированным приемником GPS, просто умещающимся в кармашке, а дальномер у него вправду встроен в бинокль. Но мы отвлеклись.

А в это время на позиции

После того как корректировщик сделал нужные расчеты, он по радиостанции голосом передает данные на огневую позицию в тылу – к примеру, на самоходную 152-мм гаубицу «Мста-С», гордость русской армии. Заряжающий достает из ящика высокоточный снаряд «Краснополь» и извлекает из него заглушку разгонного мотора, после этого особым ключом устанавливает взрыватель в одно из положений: «З» – замедленное фугасное действие, «О» – осколочное секундное. Потом из кармашка извлекается отвертка, и с ее помощью выставляется частота импульсов ЛЦД (чтоб снаряд шел конкретно на свою цель). Особым ключом устанавливается время разблокирования гироскопа – если произвести выстрел с работающим гироскопом, он сломается от перегрузки.

Не спит и корректировщик. Продолжая смотреть в окуляр за целью, он на ЛЦД выставляет ту же частоту импульсов, что и на снаряде, также время задержки включения подсвета. Это только невооруженному взору пехотинца инфракрасный лазер подсветки кажется невидимым. Современная техника (
а танки тем паче) оборудованы датчиками облучения, и включение подсветки определяется ими как включение авиационного прожектора в полной мгле. Корректировщик на многие километры вроде бы заявляет – «вот он я», и на него начинается охота. Обычно, взятые в плен корректировщики (как, вобщем, и снайперы) погибают неспешной и ужасной гибелью.

Корректируемые снаряды
Корректируемые снаряды

Корректируемые боеприпасы: «Смельчак» (слева) и «Сантиметр» (справа) — Весь диапазон высокоточных корректируемых боеприпасов, предназначенных против бронетанковой техники – от «Смельчака» до «Сантиметра»

Снаряд

И вот он, давно ожидаемый выстрел. Сразу с ним по радиоканалу на ЛЦД передается кодированный сигнал (для этого и нужен был устройство синхронизации), и целеуказатель начинает отсчет времени. Ожидать приходится достаточно длительно – если, к примеру, «Мста-С» стреляет с предельной дальности в 20 км, то снаряд будет лететь больше минутки.

Сходу после выхода из ствола «Краснополь» открывает стабилизаторы. В высочайшей точке линии движения врубается разгонный движок, разблокируется и раскручивается гироскоп, выпускаются носовые аэродинамические рули и сбрасывается обтекатель оптической головки самонаведения. Начинается стадия инерциального наведения снаряда.

За 5–12 секунд до подлета ЛЦД подсвечивает цель, и на расстоянии в 2,5 км «Краснополь» начинает перебегать в режим самонаведения. Если целью оказывается современный танк, то, найдя подсветку, он одномоментно выстреливает непрозрачное для лазеров аэрозольное скопление и пробует покинуть зону обстрела. Если же это укрепленная позиция боевиков, то через несколько секунд с вероятностью 90% она закончит свое существование.

Корректируем

Боеприпасы с импульсной корректировкой («Смельчак» и «Сантиметр») ведут себя по другому. RCIC-технология предугадывает корректировку на конечном (20–600 метров) участке баллистической линии движения. Для этого в центральной части боеприпаса, в районе центра приложения аэродинамических сил (центра давления), перпендикулярно оси снаряда размещены сопла пороховых реактивных движков – два у «Смельчака» и четыре у «Сантиметра». Движки импульсные – при включении на сто процентов выгорает один пороховой движок, которых у «Смельчака» по три на сопло, а у «Сантиметра» – два на сопло. Ввиду того, что снаряды крутятся в полете, несколькими импульсами и достигается корректировка линии движения.

Любая разработка имеет свои плюсы и минусы. Начнем по порядку, для простоты остановившись на 2-ух равноценных 152-мм снарядах «Краснополь» и «Сантиметр».

«Краснополь» позволяет вести стрельбу на более далекие расстояния (20 км против 15 км) – сказывается наличие разгонного реактивного мотора. Зато «Сантиметр» позволяет стрелять прямой наводкой на 800 метров, «Краснополь» же имеет наименьшую дальность 4 км. С другой стороны, использовать дорогостоящие высокоточные боеприпасы для стрельбы прямой наводкой достаточно глупо, если возможно обойтись обыкновенными снарядами.

При выходе из строя системы корректировки «Краснополя», парящего на значимом участке линии движения в режиме планирования, снаряд существенно отклоняется от цели. «Сантиметр» при том же раскладе ведет себя как обыденный неуправляемый снаряд.

«Краснополь» начинает плавную корректировку линии движения за 2,5 км и имеет больший маневр по подборки отличия от цели, чем «Сантиметр», начинающий корректировку с 600 метров. По другому говоря, артсистема с «Сантиметром» обязана стрелять поточнее. Если еще проще, то стрельба «Краснополем» ведется без пристрелки, а для вероятности поражения «Сантиметром» 0,9 безотступно рекомендуется выпустить по району целей 1–2 пристрелочных снаряда.

Эти особенности обоих снарядов имеют и оборотную сторону – корректировщик «Краснополя» обязан подсвечивать цель от 5 до 12 секунд, а «Сантиметра» – от одной до 3-х, чем очень увеличивает свои ш

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: