Корвет грядущего: каким ему быть?

В 2000 г. был спущен на воду 1-ый тримаран, вошедший в состав военно-морских сил – корабль Царских ВМС Англии Triton, процесс строительства и испытаний которого вызвал пристальное внимание как военных профессионалов, так и всех, кто интересуется перспективами развития военного судостроения. Сходу после спуска его на воду, журналисты назвали Triton боевым кораблем грядущего – прародителем последнего поколения платформ, которые отыщут применение во флотах мира.

Сейчас вновь возрос энтузиазм к кораблям схожей схемы. Российские конструкторы также работают в этом направлении. К примеру, Зеленодольское ПКБ предлагает целое семейство тримаранов различного предназначения и водоизмещения: от 650 до 1000 т. Здесь следует напомнить, что и Северное ПКБ еще в конце 80-х – начале 90-х гг. прошедшего века разработало несколько проектов многокорпусных кораблей, в том числе и авианесущих.

Но вернемся к тримарану Triton. Минуло уже более 10 лет с момента его спуска на воду. Корабль прошел всесторонние тесты, и, наверняка, пришло время сделать некие выводы о перспективах и необходимости строительства боевых единиц таковой схемы.

Сходу оговоримся, что по сути Triton не боевой корабль, а опытовый – приблизительно в 2/3 натуральной величины реального корабля. Он создавался специально для отработки и проверки на практике способностей и потенциала инноваторских технологий, также следующего редуцирования рисков использования корпусов типа тримаран для многообещающих боевых кораблей XXI века. В английском флоте он проходил под обозначением «trimaran demonstrator» (демо тримаран) либо «RV – research vessel» (исследовательское судно). В его разработке активное роль воспринимали Соединенные Штаты. ВМС США обеспечили поставку полного комплекта датчиков и регистрационного оборудования для снятия данных во время ходовых испытаний в критериях сильного волнения.

Корвет будущего: каким ему быть?

Поперечное сечение RV Triton по 22 шпангоуту

Договор на строительство Triton был подписан осенью 1998 г. Спустили корабль на воду в мае 2000 г. В сентябре такого же года свершилась передача судна английскому Управлению исследовательских работ и оценок Министерства обороны (Defence Research and Evaluation Agency, DERA, в текущее время – компания QinetiQ), а тесты стартовали в октябре 2000 г. Предполагалось, что не опытовый, а реальный корабль в 2013 г. войдет в состав Царского флота и станет родоначальником целой серии многообещающих боевых тримаранов Future Surface Combatant (FSC), которые придут на смену фрегатам проектов 22 и 23.

В течение 2-ух лет Triton участвовал в большенном количестве испытаний, включая тесты конструкций в сухом доке, буксировку, мореходные тесты, прием вертолета, ходовые тесты, в том числе при волнении моря до 7 баллов, тесты систем энергообеспечения, переход через Атлантический океан. Была отработана серия маневров швартовки к лоцманскому катеру, фрегату Argyll и транспорту снабжения Brambleleaf.

Установленные на корабле бессчетные датчики и регистраторы дозволили произвести во время испытаний замеры, условно разбитые на три категории: судовые и навигационные системы, движение судна и реакция конструкций. От судовых систем управления механизмами поступала информация о вырабатываемой генераторами и потребляемой исполнительными механизмами электроэнергии, расходе горючего и т.п. От навигационных систем – информация о скорости и курсе судна. Также выполнялись замеры углов килевой и бортовой качки. Приборы для замера динамических черт конструкций обеспечили запись огромного количества данных – черт продольной и поперечной деформации, застыл деформации переборок, вращающих моментов основного корпуса, концентрации напряжений, также динамических черт конструкций, возникающих при ударах волн.

Корвет будущего: каким ему быть?

Южноамериканский быстроходный корабль HSV-2 Swift

Тесты Triton не только лишь дозволили проверить на практике его ходовые свойства. На корабле прошла всестороннее тестирование дизель-электрическая установка. В качестве движителя был исполь
зован гребной винт поперечником 2,9 м, сделанный из композитных материалов. Применение композитов позволило сделать лопасти винта более толстыми, а, как следует, понизить вибрацию и поменять акустическую сигнатуру корабля. Для понижения термического следа газовыхлопы дизель-генераторов были выведены в место меж главным корпусом и аутригерами.

Через несколько лет после окончания испытаний Министерством обороны Англии было принято решение о предстоящей судьбе корабля. Тримаран был передан английской организации Gardline Marine Sciences Ltd., занимающейся исследованием океана, и переоборудован в научно-исследовательское судно. Его стали эксплуатировать для проведения гидрографических исследовательских работ. Но в декабре 2006 г. Triton был передан Австралийской таможенной службе для патрулирования в северных территориальных водах этой страны. Корабль переоборудовали для размещения дополнительных 28 служащих таможенной службы и оснастили 2-мя пулеметами. Не считая того, на его борту появились госпиталь, карантинный пункт и изолятор, также два семиметровых быстроходных жестконадувных катера. Тримаран приступил к выполнению таможенных функций в январе 2007 г. и по нынешний денек несет службу.

Корвет будущего: каким ему быть?Литоральный боевой корабль LCS-2 Independence

Другими словами, родоначальником нового класса кораблей для ВМС Англии Triton так и не стал, хотя и было проработано несколько вариантов корвета нового типа с тримаранным корпусом. А вот ВМС США, вначале вложившие в проект огромные средства и принявшие роль в испытаниях корабля, извлекли надлежащие выводы и использовали их при разработке собственного тримарана – литорального боевого корабля LCS-2 Independence.

Но Independence кардинально отличается от собственного английского собрата сначала идеологией использования. Если Triton был должен стать макетом многообещающих корветов и фрегатов, то Independence предназначен для завоевания господства в прибрежных водах, также для резвой переброски сил и средств в фактически всякую точку Мирового океана. Вот почему южноамериканский корабль имеет очень высшую скорость хода, также необъятные помещения, созданные для размещения специального оборудования и вооружения в сменных контейнерах.

Не отрицая положительные свойства многокорпусной схемы как такой, также возможность ее применение для таких специфичных кораблей как авианосные, скоростные десантные корабли и паромы (к примеру, Benchijigua Express, HSV-2 Swift), также корабли сил резвого реагирования, которые обязаны иметь возможность с наибольшей скоростью перейти к району боевых действий (LCS-2 Independence), хотелось бы разглядеть вопрос о том, как правильно внедрение многокорпусной схемы при строительстве таких кораблей, как корвет водоизмещением до 2000 т.

Точно, многокорпусная конструкция имеет ряд преимуществ перед классической однокорпусной для кораблей аналогичного либо близкого водоизмещения. Корпус тримарана позволяет редуцировать сопротивление воды, соответственно увеличивается скорость полного хода корабля. Все многокорпусные суда и корабли в той либо другой мере отличаются завышенной мореходностью. К примеру, катамаран имеет наименьшую бортовую качку при фактически схожей с однокорпусным кораблем килевой качке. Более высочайшая остойчивость корабля как платформы-носителя орудия позволяет расширить способности внедрения дополнительного оборудования и вооружения.

Все многокорпусные архитектурно-конструктивные схемы отличаются завышенной, в той либо другой мере, площадью палуб на тонну водоизмещения. Потому конкретно многокорпусные схемы являются более комфортными исходя из убеждений обеспечения данной площади палуб. В особенности это принципиально для многообещающих кораблей, на которых авиационное вооружение будет применяться существенно обширнее, чем сейчас. Многокорпусная схема позволяет воплотить такие направления технологии stealth, как, к примеру, понижение термического следа за счет организации газовыхлопа ГЭУ в место меж корпусами.

Корвет будущего: каким ему быть?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,109 сек. | 11.3 МБ