Корветы проекта 20380

Традиция именовать сторожевые корабли именами прилагательными время от времени лупит на уникальность метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто знак класса, сторожевой корабль. «Бойкий», разлюбезно принявший нас на борт, – уже суровая заявка на фуррор, ведь он – 3-ий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю получится стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для Рф класс корветов была изготовлена правильно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое в протяжении 10-ов лет пустовало. Почему так происходило, хорошо разъясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с 2-мя маршевыми и 2-мя форсажными движками; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (разработка «Стелс»); самый современный и многообещающий на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент?/?Редут», ангар для неизменного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: огромное количество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в забугорных странах. Проект неоднократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые свойства и боевые свойства, но совместно с ними росло и водоизмещение корабля, которое значительно превысило сначало обозначенное в задании. «Новик» впритирку приблизился к кораблям морской зоны, способным к долговременному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но владеющим сверхизбыточными чертами для боевых действий у берегов.

В конечном итоге самый на техническом уровне продвинутый корабль Рф был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Схожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Загаданный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800??т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, потом до 2000, а в варианте с вертолетом достигнул 2500??т и перебрался в морскую зону. Результат похожий: на службу в 1987 году вышел только один «Неустрашимый».

Очевидно, резвый, отлично защищенный и вооруженный «Новик» просто совладал бы с хоть какими задачками в прибрежной зоне. Его критичный недочет – стоимость. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Потому поближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевенького сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота Рф в прибрежной зоне. И невзирая на наименьшую цена по сопоставлению с «Новиком», это, вне сомнения, одна из самых инноваторских и на техническом уровне совершенных машин российского флота.

К приметным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с чуть ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, в первый раз размещенный на настолько маленьком корабле. Важным прорывом можно именовать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электрическим оборудованием машины.
В конце концов, корабль получил новое классовое обозначение в полном согласовании с временем и интернациональной терминологией. Сейчас это уже не сторожевой корабль, а корвет.

Неприметно, обтекаемо

В сопоставлении с предшественниками проект 20380 уже на данный момент можно именовать удачным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на оканчивающей стадии промышленных испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ Рф. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и может быть, это не предел.

Главные составляющие фуррора проекта 20380 – кропотливо проработанная конструкция корпуса и единая электрическая система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые свойства, и состав вооружения, и условия работы эк
ипажа, также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы железного корпуса корабля были разработаны с нуля и так успешно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов либо 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать наименее сильную и поболее легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем высвободив более 15% водоизмещения для роста боевой нагрузки. Отсюда и впечатляющий для 1500-тонного корабля набор различного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный припас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Усовершенствованная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до 5 баллов (на два балла больше, чем у предыдущих аналогов). Не считая того, наименее мощная ГЭУ работает тише, содействуя понижению заметности корабля в гидроакустическом спектре. Для уменьшения шумности устройств движков были использованы технологии, ранее переработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, разработанных специально ОАО «Коломенский завод» на базе испытанного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из 2-ух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ добивается 24?000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не напрасно именуют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – обязательный атрибут современных кораблей такового класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта изготовлена из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по способности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» укрыты в лацпортах. В целом средняя радиальная действенная поверхность рассеяния корабля уменьшена в три раза по сопоставлению с предыдущими аналогами, по этому возможность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Плечом к плечу

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так либо по другому влияющее и на тактические свойства корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если ранее системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то сейчас бал правит встроенная мостиковая система, в какой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до внедрения оружия», – гласит заместитель головного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Не считая органов управления кораблем встроенная мостиковая система содержит в себе два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным орудием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. 1-ая секция представляет собой три поста, расположенных плечо о плечо прямо на капитанском мостике. Тут работают командиры боевых частей (БЧ). 1-ый отвечает за противолодочную борьбу, 2-ой – за противокорабельный комплекс. Снаружи их посты смотрятся идиентично: это огромные экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в хоть какой момент запросить всякую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым различным данным – от характеристик работы дизелей до припасов провизии.

В задачки третьего командира БЧ заходит координация всех систем вооружения и выдача советов командиру корабля по применению орудия. Принципиально, что и командир корабля, и управляющий, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут моментально принимать скоординированные решения и приводить их в выполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу орудия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все сильнее.

Ее сущность в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по найденным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Тут определяется степень угрозы целей, прин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,118 сек. | 11.27 МБ