Козырная карта военно-морских сил Ирана

Козырная карта военно-морских сил Ирана

Морские мины – испытанное орудие сдерживания

Мировые СМИ уже несколько недель дискуссируют вопрос, в состоянии ли Иран заблокировать Персидский залив и вызвать глобальный нефтяной кризис. Командование южноамериканского флота убеждает общественность, что не допустит подобного развития событий. Военные обозреватели всех государств подсчитывают количественное и высококачественное соотношение кораблей и самолетов возможных врагов. При всем этом практически ничего не говорится о минном оружии, а ведь конкретно оно может стать персидской козырной картой.

МИННЫЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ ВОЙН

31 марта 1904 года на японской мине взорвался броненосец «Петропавловск». Вкупе с броненосцем умер адмирал Степан Осипович Макаров. С смертью командующего активные деяния Порт-Артурской эскадры закончились.

В августе 1941 года при эвакуации Таллина на неприятельских минах Балтийский флот растерял 12 боевых кораблей и около 30 транспортов.

В 1944–1945 годах из-за наличия мин в Финском заливе надводные корабли Балтийского флота практически не воспринимали роли в боевых действиях.

В октябре 1950 года южноамериканский флот утратил господство в корейских водах, потому что янки натолкнулись на мины, которые корейцы выставили с рыбацких джонок.

В 1972 году америкосы решили заминировать вьетнамские воды в районе порта Хайфон. Минными постановками север Вьетнама был стопроцентно блокирован с моря практически на девять месяцев.

Обычно, страны третьего мира не могут без помощи других разминировать мины, наставленные ими самими же в процессе локальных конфликтов, и обращаются с просьбами к сверхдержавам.

Так, с марта 1972-го по июнь 1974-го группа русских кораблей под командованием контр-адмирала Сергея Зуенко проводила разминирование в районе порта Читтагон, воды которого были заминированы в процессе индо-пакистанской войны 1971 года.

В октябре – ноябре 1973 года ВМФ Египта в проливах Губаль и Инкер-Чаннел Суэцкого залива выставили минные заграждения в 5 линий. Тралить их пришлось отрядом кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов. Траление производилось в период с июля по ноябрь 1974 года. На средиземноморском побережье Египта подобные работы делали тральщики западных государств.

В 1984 году в процессе ирано-иракской войны кто-то установил мины в Красноватом море и Суэцком заливе. За июль – сентябрь 1984 года на минах подорвались 19 транспортных судов. Это вызвало существенное уменьшение потока судов через Суэцкий канал. Обычно раз в день через канал проходило около 60 торговых судов, но в августе их число сократилось до 42.

Срочно в Красноватое море были ориентированы 18 кораблей из 4 государств НАТО: США, Великобритании, Франции и Италии. Туда же направилась группа русских кораблей во главе с вертолетоносцем «Ленинград». Французы вытралили 10 донных мин, британцы – одну, а итальянцы – ни одной.

В процессе войны в Персидском заливе в январе – феврале 1991 года («Буря в пустыне») америкосы и их союзники не смогли посадить морской десант на юге Ирака из-за минной угрозы. Ирак произвел минирование северной части Персидского залива, в особенности на подступах к десантоопасным участкам побережья Кувейта. На иракских минах подорвались южноамериканский вертолетоносец «Триполи» и крейсер УРО «Принстон», а эсминец «Пол Фоснер» налетел на старенькую японскую мину, которая не взорвалась.

В тралении этих мин приняли участи морские тральщики и вертолеты-тральщики США, Великобритании, Бельгии и ФРГ. Всего за январь – февраль 1991-гo ими было вытралено 112 мин, в главном русского производства, типа АМД, КМД «Краб». Все же, до конца боевых действий ни одно подразделение союзных войск не было десантировано на сберегал.

ПЕРСПЕКТИВЫ МИНИРОВАНИЯ ОРМУЗСКОГО ПРОЛИВА

Ну, а какова перспектива внедрения минного орудия в Персидском заливе? Начнем с того, что представляет из себя этот залив. Его длина 926 км (по другим сведениям 1000 км), ширина 180—320 км, средняя глубина наименее 50 м, наибольшая – 102 м. Весь северо-восточный сберегал залива, другими словами около 1180 км – персидский. Он гористый, обрывистый, что упрощает оборону и размещение ракетных и артиллерийских батарей. С
амым уязвимым местом является Ормузский пролив. Длина пролива 195 км. Пролив сравнимо мелководный – предельная глубина 229 м, а на фарватере глубина до 27,5 м.

В текущее время движение судов в Ормузском проливе осуществляется по двум транспортным коридорам шириной в 2,5 км каждый. Танкеры, идущие в залив, идут по коридору поближе к иранскому берегу, а встречные, из залива – по другому коридору. Меж коридорами находится буферная зона шириной в 5 км. Эта зона сотворена, чтоб исключить столкновение встречных судов. Как лицезреем, Персидский залив в целом и Ормузский пролив а именно – безупречный полигон для внедрения всех типов морских мин.

В процессе ирано-иракской войны 1980–1988 годов обе стороны, начиная с 1984 года, штурмовали нейтральные танкеры, следовавшие в Персидский залив. Всего в процессе «танкерной войны» было атаковано 340 судов. Большая часть из их подверглись нападению катеров и авиации, а в неких случаях были обстреляны береговыми ракетными либо артиллерийскими установками. Минные постановки велись очень ограниченно. Минами было повреждено два судна в 1984 году, восемь – в 1987-м и два – в 1988-м. Замечу, что ограничение использования мин было связано не с техническими, а с политическими причинами, так как обе стороны утверждали, что штурмуют только суда, заходящие в порты противника. Понятно, что мины производить схожую селекцию пока не в состоянии.

16 мая 1987 года на подходе к Кувейту подорвался русский танкер «Маршал Чуйков». Танкер получил пробоину в подводной части площадью около 40 кв. м. Благодаря отличному состоянию водонепроницаемых переборок судно не погибло.

14 апреля 1988 года в 65 милях к востоку от Бахрейна на старенькой якорной мине эталона 1908 года подорвался южноамериканский фрегат УРО «Самуэл Робертс» водоизмещением 4100 тонн. В процессе пятичасовой борьбы за живучесть экипажу удалось бросить корабль на плаву. Ремонт фрегата обошелся южноамериканским налогоплательщикам в 135 млн. долл.

На данный момент не достаточно кто колеблется, что в случае широкомасштабного нападения на Иран его ВМС начнут неограниченную минную войну во всем Персидском заливе, включая, очевидно, и Ормузский пролив.

Суровое Орудие ИРАНСКИХ МОРЯКОВ

Какими эталонами минного орудия владеют ВМС Ирана? Не уверен, что его список есть в Пентагоне. Мины, в отличие от кораблей, танков и самолетов, прятать легче, в том числе и при доставке из третьих государств. Есть основания считать, что Иран располагает большинством образцов послевоенных мин. Он мог закупить их как в СССР, так и в новообразованных республиках. Вспомним, как Иран получил ракеты «Шквал» с завода «Дастан» в Кыргызстане. Не считая того, Иран мог получить мины через Ливию, Сирию и ряд других государств.

Что все-таки представляют из себя современные мины?

Одной из более совершенных традиционных мин, сделанных в НИИ-400 (с 1991 года – «Гидроприбор») стала УДМ-2 (универсальная донная мина), принятая на вооружение в 1978 году. Она создана для борьбы с кораблями всех классов и подводными лодками. Постановка мин может выполняться с кораблей, также с военных и транспортных самолетов. При всем этом постановка с самолета делается без парашютной системы, что обеспечивает огромную скрытность и возможность постановки мины с малых высот. В случае попадания на сушу либо мелководье мина самоликвидируется.

Мина УДМ-2 снабжена трехканальным неконтактным взрывателем с акустическим и гидродинамическим каналами и имеет приборы кратности и срочности.

Длина мины 3055/2900 мм (авиационный/корабельный вариант), калибр 630 мм. Вес 1500/1470 кг. Вес заряда 1350 кг. Малая глубина места постановки 15/8 м, а наибольшая – 60/300 м. Срок боевой службы один год, как, вобщем, и у других российских мин.

В 1955 году на вооружение была принята авиационная плавающая мина АПМ. Мина спроектирована в НИИ-400 под управлением Ф.М. Милякова. Она представляла собой гальваноударную мину, автоматом удерживающуюся на данном углублении пневматическим устройством плавания. Мина имела двухступенчатую парашютную систему, состоявшую из стабилизирующего и основного парашютов.

Мина АПМ обеспечивала поражение надводного корабля при ударе его корпуса по одному из 4 гальваноударных взрывателей мины, расположенных в ее высшей части. Устройство плавания, работавший на сжатом воздухе, обеспечивал удержание мины на данном углублении с точностью ±1 м. Припас сжатого воздуха обеспечивал срок боевой службы мины до 10 суток. Мина предназначалась для внедрения в районах с глубинами более 15 м. Малая с
корость корабля, обеспечивавшая надежное срабатывание гальваноударного взрывателя – 0,5 узла.

Более совершенная плавающая мина МНП-2 была сотворена в 1979 году в СКБ машиностроительного завода им. Куйбышева в Казахстане под управлением Ю.Д. Монакова. МНП расшифровывается как мина нулевой плавучести. Прилагательное «плавучая» пропало из наименования, потому что плавучие мины были запрещены интернациональным соглашением.

МНП-2 создана для поражения надводных кораблей и подводных лодок в гаванях либо стоящих на якоре поблизости берега, также для разрушения различного рода гидротехнических сооружений. Носителями мины являются самодвижущиеся подводные средства особенного предназначения, управляемые боевыми пловцами. Сами «средства» доставляются в район боевого внедрения сверхмалыми либо обыкновенными подводными лодками.

Длина мины 3760 мм, калибр 528 мм. Вес 680 кг. Вес тротила 300 кг. Спектр глубин плавания от 6 до 60 м. Время нахождения под водой в боевом положении – до 1 года.

Еще в 1951 году вышло постановление Совета Министров СССР № 4482, по которому в план работ НИИ-400 с 1952 года врубалась разработка реактивно-всплывающей мины «Камбала». По решению управления в институт направили группу офицеров-конструкторов НИИ-3 ВМФ, возглавляемую Б.К. Ляминым.

В процессе работ по данной теме Ляминым была сотворена 1-ая в мире придонная реактивно-всплывающая мина, получившая заглавие КРМ. Она была принята на вооружение ВМФ постановлением Совмина № 152-83 от 13 января 1957 года.

В качестве отделителя в мине КРМ применена пассивно-активная акустика, которая обнаруживала и систематизировала цель, давала команду на отделение боевой части и пуск реактивного мотора, доставлявшего боевую часть с боевого зарядного отделения к поверхности воды в районе нахождения надводной цели.

Габариты мины КРМ составляли: длина 3,4 м, ширина 0,9 м, высота 1,1 м. Мина ставилась с надводных кораблей. Вес мины 1300 кг. Вес взрывчатого вещества (ТГАГ-5) 300 кг. Мина могла устанавливаться на глубину до 100 м. Ширина зоны реагирования взрывателя 20 м.

Но ширина зоны реагирования КРМ была признана управлением ВМФ недостаточной. В предстоящем на базе мины КРМ была сотворена якорная реактивно-всплывающая авиационная малопарашютная мина РМ-1. На вооружение она была принята в 1960 году и стала первой универсальной по целям миной-ракетой, обеспечивающей поражение как надводных кораблей, так и погруженных подводных лодок.

В 1963 году была принята на вооружение придонная якорная реактивная всплывающая мина ПМ-2. Мина сотворена в НИИ-400. Поперечник ее 533 мм, длина 3,9 м, вес 900 кг, вес взрывчатого вещества 200 кг. Глубина постановки мины 40 – 300 м. Взрыватель активный акустический. Мина ставилась из торпедных аппаратов подводных лодок.

Противолодочная мина-ракета ПМР-1 стала первой российскей широкополостной самоприцеливающейся миной-ракетой. Сначало она предназначалась для поражения подводных лодок в подводном положении, но могла поражать и надводные цели. ПМР-1 была сотворена в 1970 году в НИИ-400 под управлением Л.П. Матвеева.

Постановка мины делается из торпедных аппаратов подводных лодок либо сбрасыванием за корму с палуб надводных кораблей. ПМР-1 представляет собой якорную мину, состоящую из соединенных меж собой реактивно-зарядного и приборно-механического отделений, также якоря.

Реактивно-зарядное отделение представляет собой твердотопливную ракету, в головной части которой располагаются заряд взрывчатого вещества и электрическая аппаратура боевого канала. В приборно-механическом отделении расположены система управления, источник питания, механизмы наклона мины и установки ее на данное углубление, барабан с тросом и другое.

После сброса мина под действием отрицательной плавучести погружается, и при достижении глубины 60 м запускается временной устройство. После отработки данного времени сбрасывается кожух, соединяющий оба отделения, потом отдается якорь, и начинается сматывание минрепа. Через установленное время мина приводится в боевое положение.

При входе подводной лодки противника в страшную зону мины врубается система пеленгации, работающая по принципу гидролокации. Электрическая акустическая аппаратура определяет направление на лодку и включает систему прицеливания. Гидравлический механизм наклона наводит реактивно-зарядное отделение на цель, а потом выдает команды на пуск реактивного мотора. Взрыв заряда делается при помощи неконтактного либо контактного взрывателя.

Высочайшая скорость движени
я ракеты и маленькое время движения – от 3 до 5 с – исключают возможность использования противолодочных средств противодействия либо маневра уклонения.

Полная длина мины 7800 мм, поперечник 534 мм, вес 1,7 т, вес заряда 200 кг. Глубина постановки мины от 200 до 1200 м. Срок службы 1 год.

В конце 1960-х годов в НИИ-400 было сотворено несколько модификаций мины ПМР-1: МПР-2, ПМР-2М, ПМР-2МУ.

Из американских мин более увлекательна самозарывающаяся мина «Хантер». Она может ставиться с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок. После постановки на дно мина зарывается в него при помощи особых устройств, а снаружи остается только антенна. Мина может находиться в «усыпленном» состоянии до 2-ух лет. Но в хоть какой момент может быть активизирована особым сигналом. Корпус мины изготовлен из пластика. После активизации двухканальный взрыватель обнаруживает неприятельский корабль и выпускает по нему самонаводящуюся торпеду Mk-46 либо «Стигрей».

Замечу, что проектирование и общее создание облегченной модели «Хантера», пусть даже без самонаводящейся торпеды, по силам хоть какой стране, тем паче Ирану. Ну, а дно большей части Персидского залива илистое, что упрощает зарывание торпед. Зрительно ее нереально найти ни водолазу, ни специальному беспилотному аппарату – искателю мин.

Постановку всех типов вышеупомянутых мин могут вести иранские самолеты, вертолеты, разные катера и суда. При содействии минного орудия с артиллерией и ракетами береговых установок и кораблей, также авиацией Иран имеет все шансы вполне перекрыть судоходство в Персидском заливе. На техническом уровне это полностью достижимо, нужна только политическая воля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,112 сек. | 11.3 МБ