Ошибки в амбулаторной стоматологической практике

В разделе изложены ошибки, которые могут возникнуть при лечении зубов и заболеваний слизистой оболочки полости рта, при хирургических вмешательствах в челюстно-лицевой области в амбулаторных условиях; частично рассказано об ошибках, возникающих в ортопедической стоматологии, ибо полностью осветить их не представляется возможным в данном разделе. Приведен анализ ошибок, их сущность, причина; описано поведение врача и медицинского персонала, дано экспертное заключение. Впервые обращено внимание на возможность развития осложнений во внутренних органах и системах организма при возникновении ошибок. В разделе на фактическом материале изложены принципы и возможности профилактики ошибок с учетом особенностей организации стоматологической помощи. Представлены фактические материалы, основанные на опыте автора и литературных данных, преимущественно отечественных. Специальная глава посвящена экспертизе ошибок.         
Раздел предназначен для врачей-стоматологов.       

    Оглавление
    Введение
    Глава I. Ошибки в организации стоматологической помощи в амбулаторных условиях
    Глава II. Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области, которые могут обусловливать возникновение ошибок в стоматологии
    Глава III. Некоторые ошибки при лечении заболеваний зубо-челюстной системы у детей
    Глава IV. Ошибки при проведении обезболивания в стоматологии
    Глава V. Ошибки в терапевтической стоматологии
    Глава VI. Ошибки при хирургических вмешательствах в амбулаторных условиях
    Глава VII. Некоторые ошибки при протезировании зубов
    Глава VIII. Ошибки при применении медикаментов и материалов в стоматологии
    Глава IX. Экспертиза ошибок в стоматологии
    Заключение

Советская стоматология за последние годы достигла значительных успехов в деле диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Стоматология в настоящее время — самый массовый вид медицинской помощи.
Основным лечебным учреждением стоматологического профиля стала самостоятельная поликлиника. Это высококвалифицированное лечебное учреждение с организационно-методическим, консультационным и лечебным центром, обеспечивающим всестороннюю стоматологическую помощь населению.
Многие поликлиники являются учебными базами стоматологических институтов и факультетов, где на высоком педагогическом и научном уровне готовят современных специалистов — врачей-стоматологов. Большинство стоматологических поликлиник служат базами, где проводится усовершенствование врачей, где они получают первичную специализацию. Современные стоматологические поликлиники оснащены новым оборудованием, инструментарием, материалами. Правда, еще имеются отдельные разрозненные стоматологические кабинеты и отделения, где помощь оказывается на недостаточно высоком уровне, нередко старыми методами. Как правило, эти учреждения недостаточно оснащены.
В последнее время в ряде республик и областей проведены мероприятия по объединению кабинетов и отделений, и это сразу дало благоприятные результаты. На базе таких кабинетов и отделений созданы новые стоматологические поликлиники. Однако несмотря на имеющиеся благоприятные условия работы врачей в поликлиниках, все же встречаются отдельные ошибки. Основная масса стоматологов работает в амбулаторных учреждениях. По статистическим данным за 1973 г., стоматологов посетили 240 млн. человек. Проводилась огромная диагностическая, лечебная и профилактическая работа в поликлиниках, отделениях, кабинетах. Естественно, что при таком большом объеме работы возможны ошибки и осложнения.
Ряд ошибок возникает вследствие организационных неполадок, из-за неопытности специалистов, которые еще недостаточно владеют современными методами диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Отмечаются ошибки и вследствие небрежности и невнимания врачей. Такие ошибки должны повлечь за собой не только организационные выводы, но и юридический разбор.
Наш многолетний опыт показывает, что большинство ошибок допускается в тех учреждениях, где их анализу не уделяется должного внимания, где они не вскрываются, где на них не учатся. Мы считаем, что повседневное изучение ошибок должно стать постоянной школой в работе каждого врача-стоматолога. Н. И. Пирогов ревностно относился как к своим ошибкам, так и к ошибкам коллег. Он никогда не скрывал от своих учеников лечебных и научных ошибок, постоянно проводил тщательный анализ собственных неудач. Он всегда учил, что критический подход к врачебным ошибкам может предупредить их в последующем.
В стоматологической практике, к сожалению, плановый разбор ошибок проводится редко. Чаще всего они разбираются по жалобам больных, родственников и по указанию руководящих органов. Ошибки должны систематически рассматриваться на конференциях, совещаниях врачей с учебной целью.
Цель этого раздела — помочь практическим врачам избежать в своей повседневной деятельности ошибок.
При этом мы исходили из того, что в работе стоматологических поликлиник встречаются ошибки, которые снижают уровень оказываемой помощи больным и приводят к осложнениям, развивающимся не только в пределах челюстно-лицевой области, но и во внутренних органах и системах организма. Поэтому анализ ошибок имеет большое значение как для их предупреждения, так и для их устранения. Мы поставили перед собой задачу собрать в один раздел известные из литературы и нашего 30-летнего опыта, основанного на анализе 60 000 амбулаторных карт и 2000 историй болезни, стоматологические ошибки.
Мы рассчитываем, что наш раздел в определенной степени восполнит пробел, образовавшийся в освещении ошибок в стоматологической практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,198 сек. | 11.45 МБ