Космос и авиадвигатели. Китайский феномен

Космос и авиадвигатели. Китайский парадоксКитай может выслать человека в космос и навести ракеты на окололунную орбиту, но, как ни феноминально, его оборонно-промышленный комплекс не может сделать современные движки для самолетов и вертолетов, танков и надводных кораблей.

Справедливости ради следует сказать, что оборонная индустрия Китая способна создавать силовые установки для относительно обычных военных платформ – неких типов транспортных самолетов, патрульных катеров, неких образцов главных боевых танков и бронетранспортеров. Но создание движков для сверхтехнологичных боевых самолетов, эсминцев и других систем наталкивается на суровые трудности. Только подводные лодки являются исключением из этого правила, хотя доподлинно непонятно, откуда произрастают истоки этих технологий.

Отставание Китая в области авиадвигателей было снова доказано закупкой в Рф 123 ТРДДФ АЛ-31ФН общей ценой более 500 млн долл США. С учетом прошедших поставок (начиная с 2001 года) количество приобретенных движков этого типа составило 930 единиц.

Движками АЛ-31ФН оснащаются истребители J-10, J-11A/B и разрабатываемый палубный истребитель J-15. Русские движки РД-93 стоят на истребителях JF-17. Французскими движками обустроены вертолеты Z-11, южноамериканскими – штатские реактивные самолеты ARJ-21.

ДЭПЛ типа Song вооружена дизельными движками производства германской компании MTU, эсминцы класса Luhai имеют украинские газовые турбины и германские дизели. Восьмиосная БМП ZBL-09 вооружена германским движком Deutz, основной боевой танк Тип 99 имеет движок, разработанный на базе германских технологий.

Дело заключается в том, что только несколько компаний в мире по-настоящему освоили инженерные задачки по разработке высокопроизводительных движков, и зависимость Китая от зарубежных поставщиков глубоко задевает Пекин. Но южноамериканские исследователи Гейб Коллинз (Gabe Collins) и адъюнкт-профессор Эндрю Эриксон (Andrew Erickson) в собственном широком докладе, размещенном в спец сайте China SignPost, пишут, что Китай начал сфокусировать работы на развитии заводов для производства военных движков. «Развитие китайской аэрокосмической индустрии обосновано 4-мя стратегическими императивами, потому что она преследует цель создавать как можно больше высокопроизводительных авиационных движков – 1) избегать зависимости от зарубежных поставщиков, 2) нежелание иметь русские движки, 3) достигнуть независимости в экспортных продажах самолетов, 4) распрощаться с неудовлетворительным русским послепродажным обслуживанием двигателей», говорят создатели.

По воззрению исследователей, Китай сталкивается с неуввязками по контролю свойства и надежностью лопаток турбин авиадвигателей, ограничен в выборе материалов, имеет не самую современную систему проектирования, интеграции и управления разработкой и созданием изделий.

Прогресс идет неравномерно, пишут создатели. Доминирующий конгломерат китайской авиапромышленности – компания авиационной индустрии Китая (Aviation Industry Corporation of China — AVIC) с 10 филиалами и 400 тыщами служащих – в текущее время уделяет огромное внимание исследованиям и разработке реактивных движков и в наиблежайшие 5 лет хочет инвестировать в это направление 10 миллиардов юаней (1,5 миллиардов долл США).

Это в особенности принципиально так как Наша родина все более без охоты играет роль поставщика движков, частично из-за роста спроса снутри страны, также из-за увеличения интернациональной конкурентоспособности Китая. Такая политика может серьезно препятствовать модернизации истребителей J-10, J-11, J-15 и J-20 ВВС Китая. Последний из их является истребителем 5-ого поколения и находится в разработке, но Москва, кажется, не решается поставить для этого самолета движки 117С, которые нужны J-20, потому что владеют требуемой тягой.

Южноамериканские исследователи считают, что Китаю необходимы еще два-три года, чтоб освоить создание современных движков, пригодится еще от 5 до 10 лет, чтоб организовать серийное создание «первоклассных турбовентиляторных движков для истребителей 5-ого поколения». «Если Китай сумеет достигнуть уровня США 20-летней давности и освоить создание движков 4-ого поколения, то такое развитие событий будет
иметь актуально принципиальное значение для Китая как региональной военной авиационной державы и заслуживает пристального внимания со стороны политиков», пишут создатели.

Коллинз и Эриксон охарактеризовывают сегодняшнюю неспособность Китая организовать общее создание передовых реактивных движков требуемого свойства как «ахиллесову пяту» ее аэрокосмической индустрии. Все же, активизация деятельности компании AVIC в этом направлении может иметь фуррор, результаты этих работ могут быть использованы к разработке движков для наземных и военно-морских систем орудия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,170 сек. | 11.3 МБ