Красноватый «колоссаль»

Сверхдальнобойными пушками в ХХ веке увлекались конструкторы только 2-ух государств – Германии и Русского Союза.

23 марта 1918 года в 7 часов 20 минут утра в центре Парижа, на площади Республики, раздался сильный взрыв. Парижане в испуге направили взгляды к небу, но там не было ни цеппелинов, ни аэропланов. Предположение, что Париж обстреливала неприятельская артиллерия, сначала никому не приходило в голову, ведь линия фронта находилась в 90 км к западу от городка. Но, как досадно бы это не звучало, загадочные взрывы длилось. До 7 августа 1918 года немцы выпустили 367 снарядов, из которых 2/3 попали в центр городка, а третья часть – в пригороды.

По Парижу в первый раз в мире стреляла сверхдальняя 210-мм пушка, нареченная германцами «Колоссаль». Ее дальность достигала 120 км, немногим меньше, чем у именитых русских баллистических ракет «Скад» (Р-17) и больше, чем у первых серийных ракет «Точка». Как досадно бы это не звучало, вес орудия составлял 142 т, вес всей установки – выше 750 т, а живучесть ствола была очень мала.

Мы пойдем другим методом

Наша родина. Конец 1918 года. В стране началась Штатская война. Русская республика в кольце фронтов. Население Петрограда сократилось в 5 раз, в городке свирепствовали голод и тиф. И вот в декабре 1918 года большевистский Военно-законодательный совет постановил начать работы над «орудиями сверхдальней стрельбы». Нужно честно сказать, что сия революционная мысль была выдвинута начальником артиллерийского полигона генералом королевской армии В.М. Трофимовым. Но революционеры-политики решительно поддержали революционеров-артиллеристов и организовали Комиссию по особенным артиллерийским опытам (Косартоп).

Достигнуть сверхдальней стрельбы в то время можно было только 3-мя методами:

сделать особенные пушки со сверхдлинными стволами в 100 и поболее калибров (к тому времени длина орудий сухопутной артиллерии не превосходила 30 клб, а корабельной артиллерии – 50 клб);
сделать электронные, либо, поточнее, электрические орудия, в каких разгон снаряда можно было создавать за счет энергии магнитного поля;
сделать принципно новые типы снарядов.
Идти по германскому пути было нецелесообразно – изготовка сверхдлинного ствола технологически трудно и недешево, а при наличии обыденных поясковых снарядов живучесть ствола не превосходила 100 выстрелов. (Поясковый снаряд – это снаряд, снабженный тонкими медными поясками, которые при выстреле вжимаются в нарезы канала ствола и обеспечивают вращение снарядов.) С 40-х годов ХХ века медь в поясках поменяли другими материалами, в том числе керамикой.)

Сделать сверхдальнюю электрическую пушку было по плечу нашим ученым уже в 1918 году. Но не считая большущих издержек на проектирование, изготовка, отработку такового орудия, рядом с ним потребовалось бы установить электрическую станцию средней мощности. С 1918 года и до сего времени в печати систематически возникают сведения о разработке электрических пушек, но, как досадно бы это не звучало, ни одна такая установка на вооружение так и не поступила. Русские конструкторы решили пойти по третьему пути и сделать уникальные снаряды сверхдальней стрельбы.

Красный «колоссаль»

В 1940 году немцы вели огнь через Ла-Манш из 210-мм жд установок К-12 с дальностью 120 км (при стрельбе снарядом эталона 1935 года). С гладким стволом и особым оперенным снарядом дальность росла до 250 км.

Рабочее-крестьянские суперснаряды

Мысль привела в экстаз все красноватое военное начальство, но основным идеологом введения суперснарядов стал маршал Тухачевский.

С 1920 по 1939 год в СССР были вложены большие средства на тесты сверхсекретных снарядов нового типа. Новые орудия для их не создавались, переделывались только каналы уже имеющихся систем. Все же на переделку таких орудий, на проектирование и изготовка тыщ опытнейших снарядов, также на их долгие тесты были потрачены 10-ки миллионов рублей. Интересно, что практически все 20 лет параллельно шли работы над 3-мя типами снарядов: полигональными, нарезными и подкалиберными.

Многогранный талант

Начнем с полигональных снарядов, которые имели в сечении форму правильного многоугольника. В средней собственной части снаряд соответствовал форме канала. При таком устройстве и четкой отд
елке снаряд прилегал большей частью собственной поверхности к стенам канала, и ему могла сообщаться большая скорость вращательного движения, потому что можно было давать огромную крутизну скручивания канала без опаски срыва ведущих частей снаряда. Благодаря этому можно было резко прирастить вес и длину снаряда, соответственно, намного стали лучше бы дальность и меткость стрельбы.

Сначала 1930-х годов в полигональные были переделаны несколько 76-мм пушек эталона 1902 года. Канал их имел 10 граней, калибр (поперечник вписанной окружности) – 78 мм. На испытаниях в 1932 году произошло… волшебство! Полигональный снаряд П-1 весом 9,2 кг летел на дальность 12,85 км, а снаряд П-3 весом 11,43 кг – на 11,7 км. Для сопоставления, штатные снаряды весом 6,5 кг имели дальность 8,5 км. И это без конфигурации устройства орудия, был только расточен подходящим образом ствол.

Немедля было решено перевести всю дивизионную, корпусную, зенитную артиллерию, также артиллерию большой мощности на полигональные снаряды. На полигонах загрохотали 152-мм пушки Б-10 и 76-мм зенитные пушки эталона 1931 года с полигональными снарядами. Срочно перераблотали в полигональные корабельные и береговые орудия калибров 130, 180, 203 и 305 мм.

Винт и гайка

Наряду с полигональными шли тесты нарезных снарядов. Как и полигональные, нарезные снаряды не имели ведущих медных поясков. На их корпусе были изготовлены глубочайшие нарезы либо выступы, которыми снаряд заходил в нарезы (выступы) канала ствола, как винт в гайку. С 1932 по 1938 год было испытано несколько 10-ов типов нарезных снарядов калибра от 37 до 152 мм.

Красный «колоссаль»

152-мм пушка Бр-2 – 1-ая испытательная платформа для звездчатых поддонов.

Активные против пассивных

Больших фурроров наши инженеры достигнули с подкалиберными снарядами (калибр которых меньше калибра ствола). Подкалиберные снаряды тогда назывались «комбинированными», потому что они состояли из поддона и «активного» снаряда. Поддон направлял движение снаряда по каналу ствола, а при вылете снаряда из канала разрушался.

Для стрельбы подкалиберными снарядами были переделаны две 356/50-мм пушки, сделанные в 1915–1917 годах для линейных крейсеров типа «Измаил». Сами крейсеры были сданы большевиками на слом.

Сначала 1935 года заводом «Большевик» были сделаны новые 220/368-мм подкалиберные снаряды чертежей 3217 и 3218 с поясковыми поддонами, стрельбы которыми выполнялись в июне-августе 1935 года. (Поясковый поддон – поддон, имеющий медные пояски, подобно обыкновенному поясковому снаряду.) Вес конструкции составлял 262 кг, а вес 220-мм активного снаряда – 142 кг, заряд пороха – 255 кг. На испытаниях была получена скорость 1254–1265 м/с. При стрельбе 2 августа 1935 года получена средняя дальность 88 720 м при угле возвышения около 500. Боковое отклонение при стрельбах составило 100–150 м.

Для предстоящего роста дальности стрельбы были начаты работы по уменьшению веса поддона.

В конце 1935 года были проведены стрельбы снарядами с поясковыми поддонами чертежа 6125. Вес активного снаряда составил 142 кг, а вес поддона 120 кг, дальность стрельбы 97 270 м при угле возвышения 420. Дальше работы были продолжены по пути облегчения пояскового поддона до 112 кг (снаряд чертежа 6314).

К тому времени была закончена переделка 2-ой 356-мм пушки в 368-мм. При испытаниях 368-мм пушки № 2 в 1936 – начале 1937 года снарядом чертежа 6314 были получены удовлетворительные результаты, и на их базе в марте 1937 года составили таблицы стрельбы этими снарядами из 368-мм пушки. Конструкция такового снаряда весила 254 кг, из их на поясковый поддон приходилось 112,1 кг, на активный снаряд 140 кг. Длина 220-мм активного снаряда – 5 клб. При стрельбе полным зарядом в 223 кг исходная скорость составляла 1390 м/с, а дальность – 120,5 км. Таким макаром, была получена та же дальность, что и у «Парижской пушки», но более томным снарядом. Главное же заключалось в том, что была применена рядовая морская пушка, ну и живучесть ствола была еще больше, чем у германцев. 368-мм стволы предполагалось располагать на жд транспортерах ТМ-1-14.

Красный «колоссаль»

Сверхдальним жд орудиям ТМ-1-14 была поставлена задач
ка обстреливать подкалиберными снарядами прибалтийские городка.

С прибалтийским приветом

Уже были поставлены и задачки для сверхдальних жд орудий – «срыв мобилизации» в странах Прибалтики, другими словами, просто говоря, жд установки ТМ-1-14 должны были обстреливать подкалиберными снарядами прибалтийские городка.

В 1931 году были начаты работы по так именуемому «звездчатому» поддону для комбинированных снарядов. Орудия со звездчатыми поддонами имели маленькое число нарезов (обычно 3–4) большой глубины. Сечения поддонов снарядов повторяли сечение канала. Эти орудия формально можно отнести к орудиям с нарезными снарядами.

Для начала звездчатые поддоны были испытаны на 76-мм зенитной пушке эталона 1931 года и 152-мм пушке Бр-2. И только потом завод «Баррикады» приступил к вырезке по системе ЦЕА 356/50-мм пушки. Калибр пушки стал 380/250 мм (по нарезам / по полям), а нарезов – всего четыре. Такие пушки предполагалось устанавливать на жд установках ТМ-1-14. Испытать пушку ЦЕА на полную дальность не удалось, но по расчетам она должна была превосходить 150 км.

Красный «колоссаль»

Для роста дальности инженеры экспериментировали с полигональными, звездчатыми, нарезными и подкалиберными снарядами.

Артиллеристы с Лубянки

И вот грянул гром! Несколько бдительных товарищей в конце 1938 года составили большой отчет «Результаты испытаний нарезных и полигональных снарядов в 1932–1938 гг.», где наглядно проявили, как подтасовывались результаты испытаний, как конструкторы этих снарядов практически топтались на месте. Все ухищрения оказались напрасны, и результаты испытаний в принципе соответствовали тем, что были получены на Волковом поле в 1856–1870 годах при испытаниях пушек Витворта, Блэкли и др.

Отчет был ориентирован в Артуправление РККА, где ситуацию знали и, в наилучшем случае, смотрели на нее «сквозь пальцы». А копия отчета пошла в НКВД, где об этом ничего не было понятно.

Доносы – вещь, безусловно, неприятная. Но в Архиве Русской армии я пристально прочитал донос, а в Военно-историческом архиве – отчет о стрельбе 12-футовых, 32-фунтовых и 9-дюймовых пушек Витворта. И, как досадно бы это не звучало, все сошлось. Вправду, на теоретическом уровне полигональные снаряды давали большой выигрыш в весе и дальности стрельбы, но при большой дальности стрельбы они начинали кувыркаться, для заряжания их требовались если не инженеры, то виртуозы из полигонных команд, снаряды заклинивало в канале и т.д. Российские артиллеристы по указанию начальства испытали несколько полигональных орудий, и всякий раз категорически исключалась возможность принятия их на вооружение в Рф. Результаты испытаний полигональных орудий в 1928–1938 годах один в один совпали с плодами, приобретенными на Волковом поле. Такая же картина была и с нарезными снарядами.

Нужно ли гласить, что в 1938–1939 годах 10-ки разработчиков «чудо-снарядов» были репрессированы, а в 1956–1960-м на сто процентов реабилитированы. Работы же над «чудо-снарядами» в СССР закончились, и ни какой-то из них так и не был использован в процессе Величавой Российскей войны.

Красный «колоссаль»

При помощи жд 278-мм установки К5Е, имеющей дальность более 60 км, германцам удалось держать в ужасе население южной Великобритании.

Что русскому погибель, то германцу отлично

Летом 1940 года германские сверхдальние орудия открыли огнь по Великобритании через пролив Ла-Манш. Артиллерийские обстрелы южной части Великобритании закончились только осенью 1944 года, после захвата французского побережья союзными войсками.

Немцы вели огнь из особых длинноствольных жд орудий как обыкновенными снарядами, так и снарядами с готовыми выступами. Так, 210-мм сверхдальнобойная жд установка K12(Е) имела ствол длиной 159 клб. Фугасный снаряд эталона 1935 года весом 107,5 кг имел исходную скорость 1625 м/с и дальность 120 км. Сначала войны для этой пушки был сделан гладкий ствол и оперенный снаряд к нему весом 140 кг, с исходной скоростью 1850 м/с и дальностью около 250 км.

Другая сверхдальнобойная жд установка 278-мм K5Е стреляла 28-см снарядами с готовыми выступами
, которые имели 12 глубочайших нарезов (глубина 6,75 мм). Из таких стволов стреляли 28-см гранатами Gr.35 длиной 1276/4,5 мм/клб и весом 255 кг. Снаряды имели 12 готовых выступов на корпусе. При заряде весом 175 кг исходная скорость составляла 1130 м/с, а дальность – 62,4 км. Германцам удалось держать в ужасе население южной Великобритании. Но, естественно, по аспекту «эффективность / стоимость» германское сверхдальнее орудие значительно проигрывало авиации и подводным лодкам.

Уже к 1941 году немцы достигнули предела способностей как обыденных (поясковых), так и снарядов с готовыми выступами. Чтоб еще более прирастить дальность стрельбы и вес взрывчатого вещества в снаряде, требовалось кардинально новое техническое решение. И им стали активнореактивные снаряды, разработка которых началась в Германии еще в 1938 году. Для той же жд пушки K5(E) был сотворен активно-реактивный снаряд Raketen-Granate 4341 весом 245 кг. Дульная скорость снаряда составляла 1120 м/с. После вылета снаряда из ствола врубался реактивный движок, работавший 2 секунды. Средняя сила тяги снаряда – 2100 кг. В качестве горючего в движке было 19,5 кг дигликолевого пороха. Дальность стрельбы снаряда Raketen-Granate 4341 составляла 87 км.

В 1944 году началась разработка германской сверхдальнобойной ракетно-артиллерийской установки для стрельбы снарядами RAG. Реактивный снаряд RAG весил 1158 кг. Заряд был невелик – всего 29,6 кг, дульная скорость – 250 м/с, но зато малЧ было и наибольшее давление в канале – всего 600 кг/см2, что давало возможность сделать легкими как ствол, так и всю систему.

На расстоянии около 100 метров от дула орудия врубался мощнейший реактивный движок. За 5 минут его работы сгорало приблизительно 478 кг ракетного горючего, и скорость снаряда увеличивалась до 1200–1510 м/с. Дальность стрельбы должна была быть около 100 км.

Интересно, что работы над системой RAG не закончились с капитуляцией Германии. В июне 1945 года группа германских конструкторов, работавших над RAG, получила нового начальника – инженера-полковника А.С. Бутакова. За полста лет мечта о красноватой суперпушке так и не покинула головы русских военачальников.

После окончания 2-ой мировой войны интерес в отношении сверхдальней артиллерии начал равномерно спадать. Военные конструкторы увлеклись новым веянием – ракетостроением. Ракеты начали просачиваться даже в классическую вотчину многокалиберных пушек – Военно-морской флот. О разработках русской корабельной ракеты читайте в последующем номере нашего журнальчика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,197 сек. | 12.44 МБ