Крейсер «Аврора»: пример памяти?

Для нескольких поколений русских (и не только лишь русских) людей имя этого крейсера стало типичным фетишем. Знаменитый корабль, возвестивший своим залпом пришествие новейшей эпохи в истории населения земли, знак Величавой Октябрьской социалистической революции — это самое растиражированное клише. А какова в реальности история крейсера «Аврора»?

Крейсер "Аврора": пример памяти?

В конце ХIХ века российский военный флот рос и пополнялся новыми кораблями. По систематизации тех пор существовал таковой подкласс крейсеров — бронепалубные, другими словами имеющие броневую палубу для защиты актуально принципиальных частей корабля от подвесного огня неприятельской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались. Конкретно к такому типу боевых кораблей и принадлежал заложенный 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новеньком адмиралтействе) крейсер «Аврора», однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».

В русском флоте была (и существует) традиция преемственности заглавий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более 6 лет – «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после окончания всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль никак не являлся. Ни особо быстрой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы тех пор развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 152-мм орудий головного калибра — далековато не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог повытрепываться. Корабли другого принятого тогда на вооружение российского флота типа («Богатырь») бронепалубных крейсеров были еще быстроходнее и в полтора раза посильнее. И отношение офицеров и команд к этим «богиням российского производства» было не очень тёплым — крейсера типа «Диана» имели массу недочетов и повсевременно возникающих технических проблем.

Все же, собственному прямому предназначению — ведение разведки, ликвидирование торговых судов врага, прикрытие линейных кораблей от атак неприятельских миноносцев, дозорная служба — эти крейсера полностью соответствовали, владея приличным (около 7 тыщ тонн) водоизмещением и, вследствие этого, неплохой мореходностью и автономностью. При полном припасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и возвратиться назад.

Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и 1-ые два из их уже находились на Далеком Востоке к моменту вступления «Авроры» в строй действующих кораблей. 3-я сестра тоже торопилась к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца «Ослябя», крейсера «Дмитрий Донской» и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Но на Далекий Восток отряд запоздал — в африканском порту Джибути на российских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать далее было признано очень рискованным, так как японский флот перекрыл Порт-Артур, и была высочайшая возможность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти совместно с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это полностью разумное предложение принято не было.

5 апреля 1904 года «Аврора» возвратилась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Тут на ней 6 из восьми орудий головного калибра прикрыли броневыми щитами — опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов практически косят незащищённый личный состав. Не считая того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,101 сек. | 11.29 МБ