Кремль – регионам: «У вас препядствия? Разбирайтесь с ними сами»

Кремль – регионам: «У вас проблемы? Разбирайтесь с ними сами»«Децентрализация» несет регионам новые обязанности, а совсем не возможности

Прошедший намедни в Москве «путинский» Госсовет на фоне прошлых 4 «медведевских» оказался для региональных глав истинной «паровой баней»: наблюдатели не припомнят, чтоб когда-либо ранее губернаторы покидали Кремль в большинстве собственном такими сосредоточенными.

Отличие стилистики работы с главами субъектов Федерации у Путина и у Медведева пояснять еще раз не нужно, но дело даже не в ней. Просто так совпало, что старт медведевского детища, несчастной «децентрализации власти», не достаточно того что придется на правление Владимира Владимировича, так к тому же сама та священная самостоятельность, которую регионы жаждали, будет связана с серьезнейшей ответственностью. За фуррор претворения в жизнь предвыборной программки Путина каждый региональный глава будет отвечать своим креслом. Видимо, отчаявшись повысить эффективность работы губернаторов нематериальным стимулированием – призывами и обращениями, президент решил очень непосредственно и доходчиво нацелиться на их трудовые книги. «Если кто-то не ощущает внутри себя сил, способностей или не согласен с предложенной программкой, тогда не надо делать вид, что мы работаем, а если согласны, все остаются на местах и должны демонстрировать результат», – разъяснил региональным фаворитам вероятные варианты Владимир Путин.

И не поможет проштрафившимся губернаторам даже действующий сейчас новый порядок избрания через прямые выборы – так сказать, дополнительный штришок к уже имеющейся фильтровой системе. С другой стороны, Путин, судя по всему, не разводит по различным плоскостям успешную реализацию на региональном уровне его предвыборных императивов и оценку работы того либо другого главы субъекта самими жителями. При всем этом, по воззрению главы страны, в текущее время имеет место общая неадекватная оценка эффективности работы губернаторов. «Нередки случаи, когда по большинству критериев регион можно помещать на доску почета, а оценка людей при всем этом остается очень низкой. А в итоге оценка людей – это и есть самый верный аспект оценки», – отметил президент. В свете его недавнешних визитов в Крымск звучит внушительно, но как жалко, что присутствующие на заседании телекамеры не выхватили в тот момент лицо губернатора Ткачева…

«Децентрализация» случится не вдруг, а поэтапно. Ее действенность испытают на для себя «пилотные» регионы, уже предложенные на трибунал президента столичным мэром Сергеем Собяниным и пермским губернатором Виктором Басаргиным. «Если все будет нормально, тогда может быть принято решение о передаче соответственных возможностей во все местности. Если по каким-то причинам мы увидим трудности, тогда мы вернем все на базу, для того чтоб не разбалансировать ситуацию с исполнением федеральных функций в нашей стране», – разъяснил сущность работы на первых порах премьер Дмитрий Медведев.

Понятно, что такое суровое мероприятие, как делегирование ряда федеральных возможностей на региональный уровень, не обещает стать светлым. Гласить о будущих трудностях не так приятно и не так любопытно, но в критериях, когда шила в мешке не утаишь, утаивать их просто тупо. Фактически, предугадать будущие трудности, с которыми столкнутся сначала пилотные регионы, способен и ребенок: трансфер возможностей очевидно опередит валютный. Региональным фаворитам здесь же было предложено особо не надеяться на федеральный центр, а стараться изыскивать средства на местном уровне. Хотя и Москва постарается. Главное – отыскать 1 трлн руб. на успешную компанию перераспределения возможностей. Вопрос этот «с повестки денька не снят», заверил Дмитрий Медведев собравшихся. Речь не премьера, но реального юриста!

В беседе с обозревателем KM.RU председатель наблюдательного совета Института демографии, передвижения и регионального развития, фаворит «Движения развития» Юрий Крупнов усомнился в успехе программки «децентрализации» в имеющихся критериях:

– Сначала это припоминает не передачу возможностей от центра регионам, а просто сброс им обязательств и ответ
ственности. Непременно, есть такие возможности, которых регионы ожидают издавна и которые вправду разумнее передавать на региональный уровень. Но, по сути, в этом случае приходится гласить быстрее об обязательствах, а не о возможностей, так как передаваемые регионам функции плохо подкреплены как исходя из убеждений денег, так и исходя из убеждений кадров и технологий.

Хрестоматийный пример, из которого власть так до сего времени и не извлекла уроков: передача лесной охраны регионам и возложение ответственности за лесные пожары на их же, что было прописано в Лесном кодексе 2006 года. Все мы лицезрели последствия этого летом 2010 года, но лицезреем и на данный момент – в Сибири и на Далеком Востоке. Т. е. практически в итоге передачи возможностей по лесоохране была разрушена единая некогда отлаженная система; в конечном итоге леса пылают, а реальных кадровых, системных и денежных способностей обеспечения подабающего уровня ликвидации последствий нет.

Вообщем тема «децентрализации» уже тухлая. Напомню, что еще в конце прошедшего года при президенте Медведеве был также проведен Госсовет, посвященный теме децентрализации. На самом деле, мы смотрим пробы перенести трудности и ответственность за их решение с нездоровой головы на здоровую. Федеральный центр не решает и не будет решать перезревшие системные трудности, а только скинет их на регионы.

Приведу еще пример. Было очень любопытно слушать слова президента о том, что нам нужно решать жилищную делему, что необходимо под это дело выделять федеральные муниципальные земли, что мы, оказывается, в первый раз чуть не за 100 лет имеем возможность решить жилищную делему в стране и т. д. Но сама по для себя жилищная неувязка в регионах связана с тем, что федеральная власть не организует новейшую революционную градостроительную ветвь, не делает правил игры, по которым обычным гражданам вообщем может быть было бы приобрести жилище. Отсюда и, на самом деле, полное отсутствие фурроров в решении трудности. Неясно вообщем, откуда эти успехи ожидает управление страны…

Даже Игорь Шувалов недели две тому вспять признался, что у нас «ничего не идет» с жильем, полный провал в этой области. И в этом плане вопрос жилища – это не вопрос ответственности в регионах, а вопрос наличия жесткой команды под прямым президентским и премьерским контролем, которая организует градостроительную революцию в стране, сделает жилище энергопассивным, сделает ставку на низкоэтажное жилище, на новые технологии и их массированное развертывание по всему фронту и во всех регионах.

Федеральный центр не делает того, что в состоянии сделать только он в силу наличия денежных способностей, способности концентрации ресурсов и кадров и т. д. Все сводится к передаче возможностей в регионы, но появляется закономерный вопрос: если один федеральный центр со всеми своими способностями не в состоянии организовать нормальную жилищную политику, то почему он ожидает, что 83 субъекта Русской Федерации удачно организуют эту политику? У нас, как обычно, все сведется к общим словам. Все равно как если б был издан президентский указ о том, чтоб с будущего дня все бюрократы прыгали на три метра в высоту без шеста. Так прыгать все равно никто не будет, а означает, никого и не будут наказывать.

– Вопрос об ответственности губернаторов, кстати, был поставлен очень непосредственно, как и вопрос усовершенствования оценки эффективности их работы. Это усовершенствование вправду требуется?

– Требуется всего только организация гос политики, а ее нет. Что здесь оценивать? Вот ситуация в Крымске показала полную неготовность губернатора Ткачева событиям к такового рода, его неспособность даже сделать систему оповещения в регионе. Здесь не нужно никаких экспертных комиссий. Уже две недели, как все это разбирается, – и что? Губернатор как и раньше на собственном рабочем месте, все отыскивает виноватых и угрожает им наказанием… Эта репрессивность – пустой звук, в особенности в критериях зарождающегося денежного кризиса. В критериях, когда федеральный центр будет с каждым деньком испытывать больше затруднений с деньгами, Кремлю придется просто закрывать глаза на какие-то недоделки, чтоб удержать контроль над регионами. А все суровые речи – просто такая большая игра, которая ни к чему толковому не приведет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,150 сек. | 11.28 МБ