Кронштадт

Большой рейд в Кронштадте — 1836 год

Многие нюансы фортификационного искусства в литературе по историографии архитектуры Санкт-Петербурга в силу военной специфичности фактически не описаны и не систематизированы. Видимо, этим можно разъяснить, что дошедшие до нас уникальные монументы фортификации и военной архитектуры в акватории Финского залива изучены не достаточно.

Кронштадтский рейд. 1840

Строительство Кроншлота было вызвано необходимостью защиты строящегося Петербурга от нападения шведской эскадры. Более глубоководной, как следует, и уязвимой для атак парусного флота была акватория южнее острова Котлин, что и обусловило место закладки форта, освященного 7 мая 1704 года. Создателями этого уникального для собственного времени сооружения обоснованно числятся Петр I и полковник фортификации, конструктор Доменико Трезини.

В 1721 году возводится на отмели 2-ой морской форт — Оплот.

Состоявшаяся 7 октября 1723 года закладка на полуострове Котлин Центральной крепости открыла последующий период в истории укреплений акватории Финского залива. Отныне в структуре военно-морской крепости появляются высококачественные конфигурации. Ее ядром становится Кронштадтская крепость, связанная с вынесенными перед ней отдельными фортами и батареями.

Оборонительная система, предложенная и осуществленная Петром I, практически на столетие обогнала западноевропейскую военную идея.

В 1808 году новенькая война со Швецией активизировала деяния вражеского флота в районе Кронштадта, потому были приняты дополнительные меры по предотвращению прорыва по Северному фарватеру неприятельских гребных галер, а по Южному — больших линейных кораблей. Для этого на судоходных глубинах от Котлина до Лисьего Носа были затоплены устаревшие военные корабли, груженные камнем, и в течение 2-ух зим (1809 и 1810) было забито несколько км свайных препядствий. Применение в первый раз массовых свайных препядствий стало новым периодом в совершенствовании системы морской обороны. Необходимость самостоятельных инженерно-заградительных сооружений подтвердилась следующими событиями.

В военно-морских флотах Великобритании и Франции на рубеже 40-х годов XIX века возникают суда с винтообразными движителями. Возросшая маневренность обеспечивала прорыв кораблей противника по Северному фарватеру, ранее неприступному для парусников.

В 1844 году принимается решение о сооружении ряжевой преграды на месте свайной, фактически разрушенной штормами и ледоходами. Эти работы на Северном и Южном фарватерах велись в протяжении 10 лет. Не считая того, в 1854 году в первый раз в мировой военной практике создаются минно-артиллерийские позиции, прикрывающие подходы к морским фортам. Всего у острова Котлин было установлено 5 минных полей из 609 гальванических мин конструкции академика Б. Якоби и К. Шильдера и мин ударного деяния системы Э. Нобеля.

Рассмотренные три периода можно считать первым шагом развития военно-морской крепости. Следующий связан с размещением рубежей системы морских укреплений на побережье и организацией на флангах сухопутной обороны. Летом 1855 года в Лисьем Носу строится редут, орудия которого прикрывали гавань с базой канонерских лодок, а на Ораниенбаумском берегу — Ключинская батарея и Егерский редут. Береговая батарея — отменно новый элемент в общем построении Кронштадтской крепости. Она заложила стратегическое направление оборонительных мероприятий на наиблежайшие годы.

Во 2-ой половине XIX века активно совершенствуется артиллерийское вооружение, на замену гладкоствольным орудиям приходят нарезные. Повышение дальнобойности и точности огня корабельной артиллерии принуждает находить новые конструкции фортификационных сооружений. В эти же годы продолжает возрастать количество морских и береговых батарей, свайных и ряжевых препядствий, минных заграждений. Проходят работы по рек

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,208 сек. | 16.71 МБ