Крылатая гордость Рф (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

МиГ-25 (Foxbat «крылан» по систематизации НАТО) – русский серийный сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик, относящийся к 3-му поколению. Машина была спроектирована конструкторским бюро Микояна – Гуревича. МиГ-25 стал первым в мире серийным истребителем, который смог достигнуть рубежа скорости в 3000 км/ч. Кроме этого истребитель-перехватчик стал рекордсменом по количеству установленных глобальных рекордов – 29, из их 3 абсолютных рекорда. А именно машина установила абсолютный мировой рекорд высоты полета для самолета, снаряженного воздушно-реактивными движками, истребитель забрался на высоту в 37 650 метров. В текущее время истребитель-перехватчик снят с вооружения ВВС Рф и заменен более совершенным МиГ-31, при всем этом разведывательная версия самолета МиГ-25РБ остается на вооружении.

История сотворения

Возникновение в конце 1950-х годов в США сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков B-58 «Хастлер», также работы над созданием высотных, высокоскоростных стратегических бомбардировщиков XB-70 «Валькирия» и высотных разведчиков SR-71 «Блэкберд» добивалось адекватной реакции со стороны русской авиационной индустрии. Задачка по разработке действенного средства борьбы с данными машинами была поставлена перед ОКБ А. И. Микояна, которое уже имело опыт сотворения и испытаний экспериментальных истребителей-перехватчиков, разрабатываемых в рамках системы перехвата «Ураган», а именно перехватчиков серии Е-150. Последняя из данных машин, имеющая индекс Е-152, могла летать со скорость до 3000 км/ч, хотя время полета на сверхзвуке и было ограничено.

К разработке нового самолета, который получил внутризаводское обозначение Е-155, конструкторы ОКБ А. И. Микояна приступили в 1961 году. При проектировании данного истребителя-перехватчика употреблялся опыт, который был получен при разработке самолетов проектов Е-150 и Е-152, сначала в части использования конструкционных материалов, которые способны были выдержать суровый термодинамический нагрев при полете со сверхзвуковыми скоростями. Также на самолете планировалось использовать низконапорные турбореактивные движки Р15-300 и автоматический процесс перехвата с внедрением наведения на цель при помощи наземного КП. Кроме истребителя-перехватчика, который получил обозначение Е-155П, велись работы над созданием высотного высокоскоростного лазутчика – Е-155Р, который имел несколько вариантов комплектации различной разведывательной аппаратурой. В конструктивном плане самолеты были очень унифицированы, отличаясь только составом вооружения и оборудования.

Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

Значимая взлетная масса машины (более 35 тонн), также уникальные высотно-скоростные свойства (скорость около 3 000 км/ч, потолок на уровне 22-23 км) определили необходимость наличия силовой установки из 2-х ТРДФ типа Р15Б-300, которые на форсаже развивали тягу в 11 200 кгс. каждый. Движки располагались рядом вместе в хвостовой части машины. Проектирование самолета со настолько высочайшими чертами высоты и скорости полета было связано с решением задачи преодоления термического барьера. Классические конструкционные материалы, которые уже применялись в авиастроении, не могли обеспечить работу в критериях долгого нагрева при температурах на уровне 300 градусов Цельсия, которая появлялась при скорости полета с М>2.5. По этой причине в качестве конструкционных материалов для данного самолета были применены нержавеющие стали ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5 (которые составляли до 80% от общей массы конструкции планера), также жаропрочные дюралевые сплавы АТЧ-1 и Д-19Т (около 11% массы) и титановые сплавы (около 8% массы). Главным техпроцессом при разработке планера стала автоматическая сварка.

Новый самолет Е-155П был должен войти в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата воздушных целей С-155, который кроме самолета с бортовой РЛС «Смерч-А» включал в себя УР К-40 с термическими и с полуактивными радиолокационными головками самонаведения и наземную систему наведения самолета на цель «Воздух-1», которая передавала команды на борт истребителя с помощью аппаратуры «Лазурь». В 1962-1963 годах в опытнейшем производстве ОКБ-155 началась пост
ройка 4-х опытнейших экземпляров Е-155 по 2 в варианте перехватчика и лазутчика. Сборка первых машины была закончена летом 1964 года, а уже 9 сентября такого же года летчик-испытатель П. М. Остапенко в первый раз поднял самолет в воздух.

9 июля 1967 года 4-е опытнейших перехватчика приняли роль в воздушном параде, который проходил в Домодедово. Пилотировали самолеты летчики-испытатели ГК НИИ ВВС, которые и проводили муниципальные тесты самолета. Демонстрация новейших на тот момент истребителей-перехватчиков вызвала сильное оживление на трибунах. 5 октября 1967 года летчик-испытатель А. В. Федотов установил на самолет Е-155П1 мировой рекорд высоты полета с грузом в 1 и 2 тонны, который составил 29 977 метров и превысил принадлежавший США рекорда сходу на 4 км.

Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 года истребитель-перехватчик был принят на вооружение в составе комплекса МиГ-25-40 под обозначением МиГ-25П. Истребитель серийно выполнялся на базе Горьковского авиазавода с 1969 по 1982 годы (последние самолеты переданы заказчику в 1983 году). Всего за этот период было сделано 1190 самолетов МиГ-25 всех модификаций, из их более 900 в варианте истребителя-перехватчика МиГ-25П и МиГ-25ПД.

Описание конструкции

Истребитель-перехватчик МиГ-25 был выполнен по обычной аэродинамической схеме с внедрением высокорасположенного трапециевидного крыла, также цельноповоротным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, имеющим дифференциальное управление. Силовая конструкция планера была сварной и изготавливалась из нержавеющей стали. Обшивка крыла была отчасти выполнена из дюралевого сплава, отчасти из титана. Органической частью конструкции фюзеляжа самолета были его сварные топливные баки.

Крыло истребителя было двухлонжеронным, с углом стреловидности по фронтальной кромке в 42,5°. На задней кромке крыла находились элероны и закрылки. На каждой консоли имелся аэродинамический гребень. Самолет оснащался катапультным креслом КМ-1М, которое обеспечивало пилоту аварийное покидание машины на хоть какой высоте при скорости полета более 130 км/ч. Также на самолет устанавливалась тормозная двухкупольная парашютная система с парашютами площадью в 60 и 50 квадратных метров. В левом подфюзеляжном гребне находился особый, опускаемый при посадке вниз щуп, который при касании поверхности ВПП в момент приземления активировал систему автоматического выпуска тормозных парашютов. Шасси самолета было трехопорным. Невзирая на наличие колес огромного поперечника, высочайшее давление в шинах не позволяло эксплуатировать самолет с грунтовых аэродромов.

Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

Прицельное оборудование истребителя-перехватчика в версии МиГ-25П состояло из бортовой РЛС «Смерч-А» со счетнорешающим устройством «Смерч-АВ, коллиматорного прицела К-ЮТ и радиолинии передачи команд наведения «Лазурь-М». МиГ-25 был первым в СССР самолетом, который получил свою ЭВМ, сделанную Раменским приборостроительным КБ (РПКБ). Система управления огнем была автоматической, получая радиотелеметрические команды с наземных станций наведения, она могла вывести истребитель-перехватчик на цель без роли пилота.

На перехватчиках МиГ-25ПД и ПДС использовалась РЛС РП-25 «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, также теплопеленгатор 26Ш-1. Улучшенная версия бортовой РЛС была способна найти воздушную цель с действенной поверхностью рассеивания (ЭПР) 10 кв. метров на дальности до 100 км, также она позволяла обнаруживать и аккомпанировать воздушные цели, парящие на фоне земли.

В состав навигационного комплекса истребителя, получившего заглавие «Полет-1И» входили: радиотехническая система ближней навигации РСБН-бс, система воздушных сигналов СВС-ПН-5, курсовертикаль СКВ-2Н-2, система автоматического управления САУ-155П. Также на самолет имелись радиовысотомеры РВ-4 либо РВ-УМ, радио
компас АРК-10, маркерный приемник МРП-56П и ответчик СО-63Б.

Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25

Связь пилота с другими самолетами и наземными пт осуществлялась с помощью УКВ-радиостанции Р-832М либо Р-802В (РСИУ-5), также КВ-радиостанции Р-864 либо Р-847РМ. На истребитель-перехватчик устанавливалась особая станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-ЗМ» либо СПО-15 «Береза». Также ответчики системы госопознавания СРО-2М и самолетный ответчик-запросчик системы свой-чужой СРЗО-15.

На истребитель МиГ-25П в первый раз в русском авиастроении был установлен низконапорный ТРДФ 15Б-300 конструкции инженера С. К. Туманского. Данные движки, которые на наибольшей скорости полета (3000 км/ч) разогревались до 1000°С, специально предохранялись посеребренными экранами. Масса серебра, которая уходила на каждый истребитель-перехватчик составляла без малого 5 кг. Самолеты МиГ-25ПД и ПДС оснащались более совершенным движком ТРДФ Р15БД-300. В качестве авиационного горючего применялся высокотемпературный керосин Т-6. Тот же керосин применялся в охлаждающей системе самолета в качестве теплоносителя.

Вооружение истребителя располагалось на 4-х 4 подкрыльевых узлах подвески. Истребитель-перехватчик МиГ-25П мог нести до 2-х гиперзвуковых (наибольшая скорость М=5) ракет Р-40Р среднего радиуса деяния с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (наибольшая дальность их запуска равнялась 35-60 км), также 2-х ракет Р-40Т с ИК (термическими) головками самонаведения. На истребителях версий ПД и ПДС могли употребляться ракеты Р-60 и Р-60М близкого радиуса деяния.

Крылатая гордость России (Часть шестая) – истребитель-перехватчик МиГ-25
МиГ-25 иракских ВВС, оккупированный янки

Увлекательный факт

В разведывательный вариант МиГ-25РБ заливалось около 250 л. «массандры» – водно-спиртовой консистенции, также 50 л. незапятнанного спирта, готового к употреблению. При совершении каждого полета «на разгон» (на большой высоте и большой скорости) весь данный припас подлежал списанию. Довольно просто представить, что происходило с данным спиртом в войсках после списания. В один прекрасный момент «на верха» даже ушло письмо от жён военнослужащих, которые просили поменять спирт на что-то другое. Когда из правительства обратились к Микояну с просьбой о подмене, тот ответил, что если для заслуги данных лётно-технических черт самолета ему будет нужно заправлять самолет армянским коньяком – это будет армянский коньяк. Все таки спустя какое-то время спирт в самолете был подмене на «непищевой» состав.

Тактико-технические свойства МиГ-25ПД:

Размеры: размах крыла – 14,06 м., длина – 22,3 м., высота – 6,5 м.
Площадь крыла – 61,9 кв. м.
Масса самолета, кг.
— пустого – 18 800
— обычная взлетная – 34 920
— наибольшая взлетная – 41 000
Тип мотора – 2 ТРДФ Р-15БД-300, бесфорсажна тяга –86,3 кН, на форсаже – 109,8 кН.
Наибольшая скорость на высоте – 3000 км/ч, у земли – 1200 км/ч.
Практическая дальность полета:
на сверхзвуковой скорости – 1250 км.
на дозвуковой – 1730 км.
Практический потолок (с 4 УР) – 20 700 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: боевая нагрузка 1800 кг. 4 точки подвески УР воздух-воздух: 4 Р-40РД либо 2 х Р-40ТД и 2 х Р-40РД либо 2 х Р-40РД и 4 х Р-60М.

[i]Применены источники:
www.airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
www.airbase.ru/hangar/russia/mikoyan/mig/25/
www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/25/pd/mig25pd.htm[/i]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,113 сек. | 12.6 МБ