Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист

Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист

1 апреля 1959 года вышло Постановление СМ СССР № 363-170 о разработке первой в мире противокорабельной крылатой ракеты с подводным стартом.

В состав разработчиков были включены:
ОКБ-52 ГКАТ — головной по ракете;
КБ-2 ГКАТ — маршевый и стартовый движки;
НИИ-6 ГКОТ — горючее для движков и боевая часть обыденного типа;
ЦКБ-34 (главный конструктор Б. Г. Бочков) — стартовые установки для подводных лодок проектов 661 и 670;
НИИ-49 (главный конструктор Б. А. Митрофанов) — системы управления ракетой;
НИИ-3 (главный конструктор Н. Н. Свиридов) — разработка комплекса гидроакустического вооружения «Рубин», обеспечивавшего обнаружение надводных кораблей и выдачу целеуказания для ракет "Аметист".
Эскизный проект «Аметиста» был закончен в 1959 году. Шаг совместных испытаний проходил с марта 1965 года по сентябрь 1966 года Постановлением СМ от 3 июня 1968 года ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ, где ракета "Аметист" получила скрытый индекс П-70 и несекретный — 4К66.

Первым носителем ракет "Аметист" должна была стать высокоскоростная атомная подводная лодка проекта 661. Подводная лодка К-162 проекта 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 года. Но работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй только 31 декабря 1969 года. Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Скорость долгого подводного хода составляла 37-38 узлов, т. е. она шла резвее авианосцев и кораблей охранения на 5-7 узлов. 10 ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части подводной лодки побортно вне крепкого корпуса, наклонно к горизонту. В предстоящем от серийной постройки лодок 661 проекта отказались, сначала по той причине, что для выпуска всего боекомплекта требовалось произвести 2 раздельных залпа, интервал меж которыми составлял около 3-х минут, что резко снижало эффективность ракетной атаки. Устранение этого недочета ( выпуск всех 10 ракет в одном залпе) привели к необходимости коренным образом переработать систему удержания подлодки на стартовой глубине.

Последующее поколение подводных лодок, созданных для борьбы с авианосцами, — лодки проекта 670А — строились резвее. Головная подводная лодка проекта 670А К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было выстроено 10 лодок проекта 670А.

Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист

Состав

Ракетное вооружение ПЛ 670-го проекта — восемь ПКР “Аметист” — размещалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в фронтальной части корабля вне крепкого корпуса под углом 32.5° к горизонту. В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, снаряженные ядерными боеприпасами, также 6 ракет с обыкновенными БЧ. Стрельба ПКР могла производиться 2-мя четырехракетными залпами с глубины до 30м при скорости лодки менее 5.5 узлов и волнении моря до 5 баллов.

Ракета "Аметист" была выполнена по обычной аэродинамической схеме и имела складное крыло.

Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист

Старт выполнялся с подводной лодки с глубины до 30 м из за ранее затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматом раскрывались под водой сразу после выхода из контейнера. Под водой срабатывали четыре стартовых мотора и движки подводного хода, а после выхода ракеты на поверхность врубались четыре стартовых мотора воздушной линии движения, а потом и маршевый движок. Полет происходил на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. "Аметист" проектировался для 2-ух режимов дальности стрельбы: 40-60 км и 80 км. Маленькая дальность полёта дозволила производить целеуказание средств
ами самой лодки.

Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист

Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг либо специальной боевой частью.

Маршевый движок 293-П работал на литьевом горючем, а 4 стартовых мотора подводного хода, 4 стартовых мотора для воздушной линии движения и 2 мотора отброса — на обыкновенном баллистическом порохе НМФ-2. Маршевый движок имел необычную двухшашечную схему с 3-мя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого горючего марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый движок работал около 3-х минут.

Система управления "Тор" была разработана НИИ-49 Министерства судостроительной индустрии. "Аметист" имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу "выстрелил и запамятовал".

Крылатая противокорабельная ракета П-70 Аметист

В состав системы управления входили:
автопилот;
радиовысотомер;
аналоговая вычислительная машина
радиолокационная головка самонаведения.
Система самонаведения сама выбирала цель из нескольких найденных, основываясь на анализе энергетических черт отраженных от целей сигналов и геометрических признаков расположения целей в приобретенной радиолокационной картине, к примеру, место авианосца в авианосном ордере.

Пусковые установки для "Аметиста" были спроектированы ЦКБ-34, в числе их:
пусковая установка СМ-101 для плавучего щита;
пусковая установка СМ-107 для переоборудованной опытнейшей подводной лодки проекта 61ЗА;
пусковая установка СМ-97 для атомной подводной лодки проекта 661;
пусковая установка СМ-97А для атомной подводной лодки проекта 670А.
Изготовка пусковых установок велось на заводе № 232 "Большевик".

Наряду со многими плюсами ракета «Аметист» обладала и недочетами. Сначала — это малая дальность стрельбы, также недостающая помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. Не считая того, ракета не была универсальной — запуск выполнялся только с подводной лодки и исключительно в погруженном положении.

Тактико-технические свойства
Наибольшая дальность стрельбы,км 80
Маршевая скорость полета, км/ч 1160
Маршевая высота полета ракеты, м 60
Длина ракеты, м 7,0
Поперечник корпуса,м 0.55
Стартовая масса ракеты , кг. 2900
Боевая часть фугасно-кумулятивная либо ядерная
Масса обыкновенной БЧ, кг 1000
Тротиловый эквивалент ядерной БЧ, кт 200

Тесты и эксплуатация

Бросковые тесты проводились в августе-сентябре 1960 года. 1-ый шаг летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного щита ПСА в Балаклаве. 1-ый запуск крылатой ракеты комплекса "Аметист" из подводного положения был произведен 24 июня 1961 года. До конца года было выполнено еще два запуска. В 1963-1964 годах на заводе № 444 подводная лодка С-229 была переоборудована по проекту 61ЗАД в носитель ракет "Аметист". В июле-декабре 1964 года с подводной лодки С-229 запущено 6 ракет, из которых 3 имели прямое попадание в цель, а 2 запуска были плохими.

Шаг совместных испытаний проходил на Черном море на подводной лодке проекта 61ЗА с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Всего изготовлено 13 пусков, тесты прошли «в основном успешно». В октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте проводились контрольные летные тесты "Аметиста" с подводной лодки проекта 670А. Всего изготовлено 10 пусков. Из их 2 — одиночных, 2 — двухракетным залпом и 1 — четырехракетным залпом.

Подводная лодка К-43 с января 1988 года по 1991 год находилась в составе ВМФ Индии, при всем этом примерно год проведя в автономных плаваниях. Все учебные ракетные стрельбы завершились прямым попаданием в цель. 5 января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индия прилагала напористые усилия для того, чтоб продлить лизинг и даже приобрести монотипную лодку. Но под давлением США управление Рф отказалось от планов реализации подлодок с атомными силовыми установками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,152 сек. | 11.27 МБ