Крылатые линкоры

В годы войны зародилась концепция, пожалуй, самых необыкновенных самолетов специального предназначения – «ганшипов».

В конце 1964 года в Индокитае военный корреспондент газеты Stars and Stripes увидел сказочное ночное зрелище – над полем боя кружил большой самолет, из чрева которого к земле тянулись калоритные следы трассеров, освещая небо. Зрелище произвело на журналиста наисильнейшее воспоминание, и скоро в газете появилась статья под заголовком Puff the Magic Dragon – «Извергай огнь, сказочный дракон». Громкая фраза приглянулась экипажу этого самолета – на борту фюзеляжа появилась надпись Puff, а подобные самолеты стали нередко именовать Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship – летающие линкоры.

Крылатые линкоры

Корабли Гана

Концепция самых необыкновенных боевых самолетов – «ганшипов» – зародилась в годы 2-ой мировой войны, хотя заглавие Gunship (линкор) они получили только во время вьетнамской войны. По драматичности судьбы проект «хорошо вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» предложил в 1943 году майор Пол Ган; таким макаром, «ганшип» – это не просто «линейный корабль», да и «корабль Гана». Правда, в небе над Германией кораблям Гана показаться не было предначертано. Вышло это в совсем другом конце света.

Отлично забытое старенькое

В 1950-е годы америкосы все «плотнее» влезали в разные вооруженные конфликты, сначала в Индокитае. И здесь выяснилось, что «традиционные» самолеты ВВС не много адаптированы для борьбы против партизан. Из-за их высочайшей скорости даже в дневное время экипажи истребителей-бомбардировщиков с трудом выходили на уже обнаруженные малоразмерные цели, а ночкой о прицельных атаках вообщем стоило запамятовать. Не считая того, базировались «джеты» лишь на аэродромах с жестким покрытием, коих в Юго-Восточной Азии было не так и много. Ко времени на подготовку самолета к боевому вылету приплюсовывалось большое даже для высокоскоростного самолета полетное время.

Войскам был нужен самолет с массивным вооружением, способный круглые сутки отыскивать и отлично поражать цели из бортового орудия.

Крылатые линкоры

Стрельба на виражах

Еще в 1927 году 1-ый лейтенант США Фред Нельсон фиксированно установил на биплане DH.4 пулемет под углом 900 к продольной оси и выполнил несколько удачных стрельб, но командование Авиационного корпуса энтузиазма к тесту не проявило. В 1943 году с вооружением, стрелявшим вбок, экспериментировал и Пол Ган. В это время подполковник Макдональд выдвигал идею вооружить самолеты стреляющими вбок многокалиберными пулеметами и базуками, также предлагал готовую методику боевого внедрения таких самолетов – они должны были кружить вокруг цели, находившейся в верхушке перевернутого конуса. Основанием конуса служила бы плоскость выполнения виража. Наведение на цель производилось конфигурацией угла наклона: стволы пулемета размещались параллельно образующей конуса. В данном случае трассы идут по образующей конкретно в верхушку конуса – в цель. Очередное достоинство этой методики заключалось в том, что пилот не терял из виду цель, зрительно контролируя ее поражение.

В бой идут одни старики

Вот об этих работах и вспомнили америкосы. Большим потенциалом при переоборудовании в штурмовики обладали транспортные самолеты. Их значимые размеры и масса полезного груза позволяли расположить на их огромное количество вооружения и боеприпасов. К тому же самолеты имели значительную длительность полета, а уже тогда предполагалось, что главным видом боевой работы станет нанесение удара из положения «дежурство в воздухе». Большой «грузовик» представлял собой вкусную цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в большенном недостатке. Создатели нового типа боевого самолета опасность со стороны ПВО не рассматривали вообщем.

Для тестов ВВС в 1963 году выделили старенькый С-131, на который и установили «перпендикулярное» вооружение. Невзирая на обнадеживающие результаты, мысль «воздушного лин
кора» многим из ВВС США представлялась, мягко говоря, экзотической. По другому трудно разъяснить выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран 2-ой мировой DC-3 (он же С-47). Экспериментируйте, мужчины, – старья не жаль.

Самолет получил заглавие FC-47D (позднее из-за протестов летчиков-истребителей, уязвленных тем, что старенький утюг-»Дуглас» попал в одну компанию с «Фантомом», буковку F, Fighter («истребитель»), поменяли на А, Attack – «ударный»). По левому борту фюзеляжа перпендикулярно продольной оси самолета поставили контейнеры SUU-11A/A с шестиствольными пулеметами «мини-ган». Два пулемета были установлены в иллюминаторах левого борта, 3-ий – в просвете грузовой двери. Тесты, а поточнее, боевые вылеты затмили ожидания даже самых отчаянных оптимистов: конкретно работа первых FC-47D произвела такое воспоминание на корреспондента Stars and Stripes.

Крылатые линкоры

Тропа войны

Светлая боевая карьера первых 15 «ганшипов» длилась до января 1966 года, когда эскадрилью завлекли к блокаде известной тропы Хо Ши Мина, по которой шла помощь партизанам с Севера. К этому времени отряды НФО (Государственный фронт освобождения Южного Вьетнама) обзавелись огромным количеством 37-мм и 57-мм зенитных пушек, в том числе с радиолокационным наведением. За куцее время америкосы утратили 6 АС-47. Другое дело – ночные полеты на прикрытие укрепленных пт. Часто «ганшипу» довольно было только один раз найти себя огнем пулеметов, чтоб атаки вьетконговцев закончились на всю ночь. К 1967 году пехотные командиры уже не представляли ведения боевых действий в отсутствие воздушных линкоров – ВВС не успевали удовлетворять заявки. Меж тем переоборудование в «ганшипы» дополнительного количества С-47 не представлялось вероятным: самолет не отвечал требованиям ВВС как в отношении грузоподъемности, так и в оснащении особыми бортовыми системами. Требовалась новенькая платформа.

На новейшей платформе

Выбор пал на С-119. Огромное число этих самолетов находилось на вооружении запасных эскадрилий – командование ВВС США все еще не веровало в будущее «ганшипов». Новый «ганшип» АС-119G Shadow («Тень») по вооружению не далековато ушел от АС-47: четыре мини-гана заместо 3-х. Зато на нем установили совершенную навигационную систему, обзорную систему ночного видения, мощнейший прожектор и бортовик, а кабину пилотов прикрыли броней. В 1968 году в вариант AC-119G было переоборудовано 26 самолетов С-119. Через год на вооружение поступила последующая партия – 26 машин АС-119К Stinger, которые значительно отличались от AC-119G и специально предназначались для ночных полетов над тропой Хо Ши Мина. Бортовое оборудование пополнилось навигационной РЛС, РЛС обнаружения передвигающихся целей, инфракрасной системой ночного видения, лазерным дальномером и массивным прожектором. Не считая мини-ганов в иллюминаторах, в особых амбразурах, установили две шестиствольных пушки Vulcan. Вышел отменно новый самолет: бортовое оборудование позволяло ему действовать круглые сутки, а наличие пушек – поражать цели, не входя в зону деяния действенного пулеметного огня.

Крылатые линкоры

АС-130 – тяжеловооруженный самолет для противотеррористических операций

Летающий Геракл

Работы по созданию самого могучего небесного линкора Gunship-2 начались в 1965 году. Мысль, положенная в базу требования к платформе, оригинальностью не блестела: «Чем больше самолет, тем лучше». Более большого транспортного самолета, чем C-130 Hercules, в США просто не было. Опытнейший «ганшип» на базе С-130 вооружили 4-мя модулями MXU-470 по мини-гану в каждом и 4-мя 20-мм пушками «Вулкан». На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и массивные прожектора. К сентябрю 1967 года удалось довести оборудование самолета до более-менее солидного уровня по надежности и его перегнали в Индокитай, на авиабазу Нятранг. 1-ый боевой вылет Vulcan Express – так нарек 1-ый Gunship-2 его экипаж – выполнил уже 27 сентября. До 9 ноября «Спектр» (общее заглавие для всех моделей АС-130) сделал несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск, в ночь же на 9-

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,186 сек. | 12.96 МБ