Кто держит под контролем украинскую оборонку

Кто контролирует украинскую оборонкуЧерез год после начала реформ в оборонном секторе экономики Украины вся деятельность власти в этом направлении свелась к очевидному перераспределению доходов отрасли.

На рубеже 2010-2011 гг. президент Виктор Янукович издал указ о разработке концерна «Укроборонпром» – предприятия, которое уже более года претендует на статус монополии российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Мысль о необходимости объединения в рамках 1-го предприятия всех муниципальных активов отрасли принадлежит бывшему главе компании «Укрспецэкспорт» Валерию Малеву, который умер в автокатастрофе в 2002 году. Воплотить ее ему не удалось. Через восемь лет к вопросу о монополизации возвратился видный «регионал» и соучредитель (до 2008 года) грузовой авиакомпании «Вита» Владимир Сивкович.

Более известной сделкой этой авиакомпании считается перевозка в Эфиопию радиоэлектронных комплексов «Кольчуга» ЕАМ1 производства донецкого ОАО «Топаз», также перевозка в РФ и Китай крылатых ракет Х–55 и движков к ним. Эти движки производит запорожская «Мотор Сич», совладелец которых, Вячеслав Богуслаев, никогда не относился к покровителям Сивковича. Не относился к ним и Анатолий Мялица, прошлый директор Харьковского муниципального авиапромышленного предприятия (завода-производителя ракет Х–55). Имея слабенькую поддержку со стороны этих и других промышленников, Сивковичу не удалось своими руками сделать «Укроборонсервис». Он стал жертвой свиты Виктора Януковича и осенью 2010 года был уволен с должности вице-премьер-министра по вопросам оборонной политики и координации правоохранительных органов.

Сходу после его увольнения основным лицом украинской оборонки попробовал стать Дмитрий Саламатин, представитель так именуемого промосковского крыла у власти. Возглавив в 2010 году «Укрспецэкспорт», Саламатин попробовал сразу стать и главой концерна «Укроборонпром». Но соединить в одних руках два потока средств ему не удалось. К рулю «Укрспецэкпорта» пробился прошлый управляющий компании «Прогресс» Дмитрий Перегудов. На эту фигуру сделало ставку умеренное крыло свиты Януковича. К нему относятся Лена Лукаш (курирует силовиков в АП), заместитель главы Администрации Президента, ее супруг Григорий Ильяшев, глава Службы наружной разведки, и его заместитель Петр Шатковский.

Дмитрий Саламатин в этот расклад не вписался, поэтому был отстранен от денежных потоков оружейного экспорта и ориентирован разгребать задуманную Сивковичем консолидацию оборонных госактивов в рамках «Укроборонпрома». Возглавив этот концерн, Саламатин в целом смог выполнить главную задумку Сивковича – забрать у Минобороны главную денежную кормушку: концерны «Укравиаремонт» и «Техвоенсервис». Но при всем этом Саламатину не удалось воплотить главную цель промосковского крыла украинской власти – устранить все дочерние компании «Укрспецэкспорта»: муниципальные компании «Прогресс», «Укринмаш», «Укроборонсервис» и «Спецтехноэкспорт». Ведь, лишившись этих дочерних компаний, «Укрспецэкспорт» мог бы перевоплотиться в безупречную мишень для поглощения всего украинского ОПК русской гос оружейной монополией «Рособоронэкспорт».

Не удалось новенькому главе «Укроборонпрома» выполнить и главную задачку, которая зафиксирована в указе Президента о разработке этого предприятия, – передать концерну все промышленные и сервисные предприятия Государственного галлактического агентства. Большая часть из их с 2009 года живут за счет экспорта в Китай. Это событие делает бредовой всякую идея о передаче «Укроборонпрому» авиаракетных заводов для следующего вливания в украинско-российский оборонный «суперхолдинг». К лету 2011 года, когда Украина и Китай заключили Хартию о стратегическом партнерстве, перспектива включения заводов НКАУ в состав «Укроборонпрома» погибла совсем. Заместо этой перспективы парламент летом 2011 года сделал более умеренную подачку пророссийскому лобби – попробовал принять закон, согласно которому утратило бы стратегический статус одно из главных компаний «Укроборонпрома» – николаевское турбиностроительное предприятие «Заря-Машпроект». Но принять этот закон так и не удалось.

В целом весь этот расклад
сил, сложившийся вокруг реформы управления украинским ОПК, сделал неосуществимой реализацию некогда главной задачки украинской власти – прихода в эту ветвь больших личных инвесторов. Пока большого инвестора сумел отыскать только мариупольский «Азовмаш» – единственный в бывшем СССР производитель ракетных топливозаправщиков и наикрупнейший в Украине производитель брони. Совладельцем этого завода стали компании видного «регионала» Юрия Иванющенко. По воззрению профессионалов, полностью возможно, что управлять заводом он будет недолго и перепродаст его компаниям Китая. Что касается других больших заводов украинского ОПК, они пока очень далеки от перспективы прихода личного капитала. И ветвь продолжает находиться в руках муниципальных чиновников и офицеров спецслужб, которые практически пока являются реальными собственниками украинской оборонки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,118 сек. | 11.26 МБ