Легенда флота, Alfa

Легенда флота, Alfa

В конце 50-х годов, когда начиналась программка сотворения российских противолодочных ПЛАТ, было принято решение о разработке высокоавтоматизированных и высокоскоростных ПЛАТ. АПЛ проекта 705 (шифр «Лира», по систематизации НАТО «Alfa») — пожалуй, самый броский и разноплановый корабль в истории российского подводного судостроения.

Сразу с работами по атомным подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск новых, нестандартных технических решений, способных обеспечить высококачественный прорыв в развитии подводного судостроения. В 1959 году один из ведущих профессионалов СКБ — А.Б. Петров — вышел с предложением о разработке компактной одновальной комплексно-автоматизированной скоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По плану, новый корабль, типичный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превосходящей 40 узлов, был способен в максимально куцее время выйти в заданную точку океана для атаки подводного либо надводного противника. При своевременном обнаружении вражеской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, за ранее произведя залп из собственных торпедных аппаратов.

Легенда флота, Alfa

Маленькое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в купе с сильной энергетической установкой должны были обеспечить резвый набор скорости и высшую маневренность. АПЛ должна была своим ходом в считанные минутки отходить от причальной стены, стремительно разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачки, а после возвращения «домой» — без помощи других швартоваться.

После очень бурных дебатов с ролью представителей индустрии и ВМФ, также внесения в проект ряда существенных конфигураций, мысль схожей АПЛ была поддержана управлением Минсудпрома и военными. А именно, ее сторонниками стали министр судостроительной индустрии Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков.

Техническое предложение по проекту было подготовлено сначала 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному управлению и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного судостроения. Это в значимой степени «развязало руки» создателям новейшей АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию более смелые, опережающие время технические решения.

Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее управление программкой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную индустрия, «общенациональной задачей». К роли в программке завлекли массивные научные силы, а именно, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.

АПЛ проекта 705 (потом 705К) предназначались для ликвидирования подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, также на позициях предполагаемого использования орудия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.

Подводная лодка проекта 705 (705К) — двухкорпусная, одновальная. Корпус, сделанный из титанового сплава (был разработан ЦНИИ металлургии и сварки под управлением академика И.В. Горынина, также титановые сплавы применялись и для производства других частей конструкции и корабельных систем), по всей длине представлял собой тело вращения. Огораживание рубки — «лимузинного» типа. Титановый корпус уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все таки огромным, потому что проект создавался сначала 60-х годов. Кропотливая отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными столичного филиала ЦАГИ им. доктора Н.Е. Жуковского под управлением К.К. Федяевского. Принимался р

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,097 сек. | 11.29 МБ