Легкий танк АМХ-13

В 1946 году французское правительство решило оснастить свою армию танком российского производства. Был дан заказ на разработку легкого аэротранспортабельного танка весом 13 т. В 1949 году был сделан опытнейший эталон, а в 1951 году началось его серийное создание. Пятилетний срок от заказа до серийного выпуска большое достижение, если учитывать грустное состояние французской индустрии после войны.

Легкий танк АМХ-13

Сборка танка отличается от традиционной: силовое отделение размещено в фронтальной части корпуса, за ним отделение управления, а боевое отделение в корме. Лобовая деталь корпуса выполнена с большенными углами наклона. Танк АМХ-13 (либо АМХ-51, по году выпуска) является одним из самых уникальных в истории танкостроения ввиду установки на нем так именуемой качающейся башни. Изредка когда какой-нибудь танк вызывал столько споров и имел настолько много врагов.

Составная качающаяся башня FL-10 состоит из нижней вращающейся части и верхней, соединенной с нижней средством цапф. 75-мм пушка (исходная скорость бронебойного снаряда 1000 м/с) установлена агрессивно в высшей части башни и вынесена из нее вперед — в башне оставлен только казенник. Противооткатные приспособления концентрического типа помещены в "хоботе" лобовой части башни. Башня вышла маленькой по размерам, а ее погон имел малый поперечник, что, в свою очередь, позволило уменьшить ширину корпуса танка.

Легкий танк АМХ-13

Такая башня конструировалась специально для того, чтоб ввести механизированное (автоматическое) заряжание пушки. По обе стороны ниши башни за казенником пушки расположены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката крутит магазин и высвобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Потом патрон досылается автоматом в ствол, запирается затвор и делается выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов за минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу, невооруженный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через лючки в крыше башни. Угол возвышения пушки ограничивается упором кормовой ниши башни в крышу корпуса и равен 13°.

Восьмицилиндровый карбюраторный движок установлен в фронтальной части корпуса справа. Силовая передача размещена поперек танка и состоит из механической КП и двойного дифференциала в качестве механизма поворота. Подвеска персональная торсионная.

Легкий танк АМХ-13

Серийное создание танка закончилось в 1964 году, но его база употребляется и доныне для сотворения бессчетного семейства (около 20) разных боевых и вспомогательных машин: самоходных 105-мм и 155-мм гаубиц, 120-мм минометов, самоходной спаренной 30-мм зенитной установки, бронетранспортера, мостоукладчика и т. п. С 1968 года танк выпускается по лицензии в Аргентине. Всего было выпущено около 7000 машин семейства АМХ-13.

Танки АМХ-13 проходили модернизацию по вооружению. 75-мм пушка была заменена 90-мм. На части машин на лобовой детали башни устанавливались 4 ПТУРСа SS-11. В 70-х годах на АМХ-13 появилась измененная башня со 105-мм пушкой и лазерным дальномером. Кумулятивный снаряд пушки имеет исходную скорость 800 м/с и пробивает 400-мм броню. Башня FL-10 и ее модификации устанавливались и на другие машины (а именно, на танки "Шерман").

Танк состоит на вооружении французской армии и армий около 30 других государств (Швейцарии, Бельгии, Голландии, Италии, Индии, Ливана, Израиля, Египта и т.д.). АМХ-13 участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в 1953-1954 годах, на Ближнем Востоке в 1956, 1967, 1973 годах и т. д.

Легкий танк АМХ-13

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,318 сек. | 11.29 МБ