Легкий танк Pz-II L «Рысь»

Легкий танк Pz-II L "Рысь"

На исходном шаге 2-ой мировой войны с задачками разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта хорошо управлялись бронеавтомобили. Их использованию в этой роли содействовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны (ПТО).

После нападения Германии на СССР ситуация поменялась. В Рф, как понятно, дорог нет, есть только направления. С началом осенних дождиков германская бронеавтомобильная разведка безвыходно застряла в российской грязищи и не стала управляться с возложенными на нее задачками. Не считая того, положение ухудшилось тем, что приблизительно в это время в стрелковые части Красноватой Армии во все растущих количествах начали поступать противотанковые ружья (ПТР), позволившие придать противотанковой обороне массированный нрав. Во всяком случае, германский генерал фон Меллентин отметил в собственных мемуарах: "Российская пехота имеет не плохое вооружение, в особенности много противотанковых средств: время от времени думаешь, что каждый пехотинец имеет противотанковое ружье либо противотанковую пушку". Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм просто пробивала броню всех германских бронеавтомобилей — как легких, так и томных.

Чтоб как-то поправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также использовать для этой цели легкие танки Pz.II и Pz.38(t). Но, потребность в особом разведывательном танке стала тривиальной. Вобщем,спецы Управления вооружений вермахта предугадали схожее развитие событий и инициировали такие работы еще намедни 2-ой мировой войны.

Летом 1938 года конторы MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, получившего обозначение VK 901. Формально он числился развитием танка Pz.II, но на самом деле представлял собой совсем новейшую конструкцию. Подобными "двойке" остались только толщина броневых листов и вооружение — 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так именуемым "шахматным" расположением опорных катков была разработана инженером Вильгельмом Книпкампфом и состояла из 5 опорных катков на борт. В силовом отделении размещался движок Maybach HL 45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший боевую машину массой 10,5 т до наибольшей скорости по шоссе в 50 км/ч.

Макет сделали в 1939 году. После окончания полигонных и войсковых испытаний планировалось начать создание "нулевой" серии в 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.II Ausf.G. Но, с апреля 1941 по февраль 1942 года сделали только 12 танков этого типа.

В 1940 году начались работы над модернизированной версией Pz.II Ausf.G-VK 903. Машина получила движок Maybach HL 66p мощностью 200 л.с. и коробку ZF Aphon SSG48. Наибольшая скорость достигнула 60 км/ч, что для разведывательной машины более чем довольно. В 1942 году был сотворен вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация получила обозначение VK 1301 (VK903b).

Легкий танк Pz-II L "Рысь"

Программка развития танковых войск вермахта "Panzerprogramm 1941", утвержденная 30 апреля 1941 года, предугадывала воистину фантастические объемы выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 машин предполагалось сделать в разведывательном варианте, 2738 — в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 — со 150-мм гаубицей sIG 33. Танки VK 903 и VK 1301 получили армейские обозначения Pz.II Ausf.H и М соответственно, но создание их не было развернуто.

Управление вооружений пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт этот добивался роста числа членов экипажа,большего припаса мощности мотора, радиостанции с огромным радиусом деяния и т.п.

В апреле 1942 года компания MAN сделала 1-ый макет танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил тесты на Куммерсдорфском полигоне вместе с разработанными по аналогичному техзаданию танками Pz.38(t) конторы ВММ и Т-15 конторы Skoda. В процессе испытаний VK 1303 прошел 2484 км. П
ри всем этом движок и главный фрикцион работали безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.II Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123). Производственный заказ фирме MAN составил 800 боевых машин этого типа.

Luchs ("Лухс" — рысь) был бронирован несколько лучше собственного предшественника VK 901, но наибольшая толщина брони также не превосходила 30 мм, что оказалось недостающим. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. В фронтальной части корпуса слева располагался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом листе корпуса имелись приборы наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка размещались командир (он же наводчик) и заряжающий.

Легкий танк Pz-II L "Рысь"

Сварная башня имела размеры огромные, чем у всех прошлых моделей разведывательных танков, но в отличие от VK 901 и VK 903 командирская башенка на "Лухсе" отсутствовала. На крыше башни имелись два перископических устройства наблюдения: один в крышке командирского лючка, другой — в крышке лючка заряжающего. В распоряжении последнего — смотровой устройство и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.II, башня на "Лухсе" размещалась симметрично относительно продольной оси танка. Крутилась башня вручную.

Вооружение танка состояло из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки — 220 выстр./мин, исходная скорость бронебойного снаряда — 830 м/с. Бронебойный снаряд пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным повышением. Тот же прицел мог употребляться и для стрельбы из пулемета. Последний, не считая того, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект состоял из 330 выстрелов и 2250 патронов. Вертикальное наведение спаренной установки было может быть в спектре от -9° до +18°. На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для пуска дымовых гранат калибра 90 мм.

Еще в процессе проектирования "Лухса" стало понятно, что очень слабенькая для 1942 года 20-мм пушка может значительно ограничить тактические способности танка. Потому с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых машин, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.IIl модификаций J, L и М. Но, расположить это орудие в штатной башне "Лухса" не удалось — для него она была очень мала. К тому же резко сокращался боекомплект. В конечном итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка отлично вписалась. Макет с таковой башней получил обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный движок жидкостного остывания Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.(132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим объемом 6754 см3. Поперечник цилиндра 105 мм. Ход поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Движок запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Вероятен был и ручной пуск. Горючее — этилированный бензин с октановым числом 76 — располагалось в 2-ух баках общей емкостью 235 л. Подача его принудительная, при помощи насоса Pallas Mr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.II Ausf.L в опытнейшем порядке был обустроен 12-цилиндровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Коробка состояла из двухдискового головного фрикциона сухого трения типа Fichtel & Sachs "Mecano", механической синхронизированной коробки ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка "Лухс" применительно к одному борту входили: 5 обрезиненных опорных катков поперечником 735 мм каждый, расположенных в два ряда; ведущее колесо фронтального расположения с 2-мя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. На первом и 5-ом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические рессоры. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

"Лухсы" оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr "f".

Серийное создание раз

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,132 сек. | 11.28 МБ