Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

SA.342 Gazelle – это многоцелевой легкий ударный вертолет, который был сотворен французской компанией Aerospatiale (в текущее время именуется Eurocopter France). Вертолет был сотворен на базе многоцелевого вертолета SA.341 Gazelle и отличался от собственного предшественника новым ГТД Astazou XIV и 2-мя узлами подвески для установки различного вооружения. 1-ый полет макета вертолета прошел в 1973 году, машина была принята на вооружение в 1977 году. Вертолет поставлялся на экспорт в огромное количество государств. В Югославии было налажено его серийное создание на заводе SOKO, всего было собрано более 200 вертолетов разных модификаций, которые до настоящего времени находятся на вооружении ВВС сейчас уже Сербии. На вооружении находится порядка 60 данных вертолетов разных модификаций.

В 1972—73 году Югославия заполучила во Франции первую партию из 21 вертолета Аэроспатьяль SA.341Н «Газель», в предстоящем данные вертолеты SA.341H Partizan выполнялись по лицензии компанией SOKO на заводе в Мостаре (всего было выстроено 132 вертолета). С 1982 года данный завод перебежал на создание вертолетов SA.342L (произведено еще 100 вертолетов). Легкие ударные вертолеты SA.342L выполнялись в 2-х главных модификациях. Так вертолет огневой поддержки, который именовался SA.342L GAMA, предназначался для борьбы с бронетехникой противника и вооружался 4-мя ПТУР «Малютка-2» русского производства.

Выбор конкретно этого противотанкового вооружения разъяснялся тем, что данные комплексы находились на вооружении сухопутных войск ЮНА (Югославская народная армия), при всем этом вертолеты всегда могли восполнить собственный боекомплект у армейских частей. Вторым более всераспространенным вариантом был вертолет SA.341L HERA «Gazelle-HERA» (Helicopter-Radio), который предназначался для воплощения разведки и корректировки огня артиллерии. Обычно вертолетные эскадрильи ВВС ЮНА имели на вооружении вертолеты всех 3-х модификаций: по 4 «Партизана» (старенькые SА.341Н) и по 4 новых «Херы» и «Гамы».

Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

В текущее время в составе ВВС Сербии имеется вертолетная эскадрилья «Сенке» (Тени), которая летает на одном из самых прекрасных вертолетов мира – «Газели». С момента собственного формирования в 1984 году, 714-я противотанковая эскадрилья, получившая заглавие «Тени», отвечает на поле боя за ликвидирование бронетехники противника и оказание конкретной огневой поддержки сухопутным соединениям. В текущее время на вооружении эскадрильи находятся вертолеты SA-341H и SA-342L большая часть в ударной версии, которая по сербской терминологии известна как «Гама».

История сотворения и описание конструкции «Газели»

Опытнейший экземпляр вертолета SA.341 Gazelle, который был обустроен в согласовании с требованиями, предъявленными к нему армией Англии, был собран во Франции и после чего переправлен в Великобританию компании Westland. Данная машина в первый раз поднялась в воздух 28 апреля 1970 года. 14 мая 1970 года был сделан 1-ый опытнейший экземпляр SA 341. Данный вертолет смог установить 3 рекорда скорости для вертолетов собственного класса. Данный факт вызвал к новенькому вертолету довольно большой коммерческий энтузиазм, который воплотился в бессчетные зарубежные заказы. Французский вариант данного вертолета обозначался SA 341.1001 (сделал 1-ый полет 6.08.1971), вертолет обладал увеличенной хвостовой частью, удлиненной кабиной, более массивным движком. На вооружение французской армии машина была принята под индексом SA.341F Gazelle.

Вертолет был предназначен для ведения наблюдения и разведки, воплощения связи, эвакуации покалеченых, перевозки личного состава, транспортировки маленьких грузов, также оказания огневой поддержки сухопутным войскам. Вертолет разрабатывался вместе французской компанией Aerospatiale и британской Westland на основании совместного соглашения, которое было заключено еще в 1967 году правительствами 2-ух этих стран.

Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

Конструктивной особенностью машины был жесткий трехлопастный несущий винт, которы
й был спроектирован вместе с германской компанией Boelkow, также многолопастный управляющий винт, который был смонтирован в туннельном канале в особом вертикальном оперении, именуемом (фенестрон). Вертолет отличался обтекаемым фюзеляжем корпуса типа полумонокок и обладал большой площадью остекления кабины пилотов, находившейся в его фронтальной части. В кабине кроме экипажа, который состоял из 1-2 пилотов, могли свободно разместится еще 3-4 пассажира либо же маленький груз массой до 270 кг.

Вертолет был спроектирован и выполнен по одновинтовой схеме с управляющим винтом типа «фенестрон», машина оснащалась одним газотурбинным движком (ГТД) и лыжным шасси. На лыжное шасси были бы в случае необходимости установлены колеса либо надувные баллоны. Фюзеляж вертолета был цельнометаллическим. На хвостовой опоре машины, выполненной из дюралевого сплава, было смонтировано вертикальное оперение с управляющим винтом, также стабилизатор. В кабине вертолета находились сиденья: впереди – для членов экипажа, сзади – общее сиденье для 3-х пассажиров. Для комфортного доступа в кабину с каждой из сторон были размещены двери, которые раскрывались наружу. Сходу за ними находилась дополнительная грузовая дверь, которая раскрывалась внутрь. В полу кабины имелись особые элементы крепления для фиксации перевозимых грузов.

Доступ в багажное отделение вертолета осуществлялся через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа либо через заднюю перегородку. Кабина вертолета была вооружена системой вентиляции, также была предусмотрена возможность (в случае необходимости) установки систем подогрева кабины. При всем этом конструкция планера вертолета рассчитана на внедрение в довольно широком спектре температур окружающего воздуха от -35 до +50°С. В военном варианте вертолета, кабина экипажа бронируется.

Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

Вертикальное оперение вертолета стреловидное имеет несимметричный профиль, установлено под углом к продольной оси хвостовой балки, во время полета делает боковую силу для уравновешивания возникающего реактивного вращающего момента. Стабилизатор имеет прямоугольную форму с перевернутым профилем, его размах – 1,93 метра. Шасси лыжное и крепится к фюзеляжу машины с помощью изогнутых железных труб, стойки лыж при всем этом имеют обтекатели. Колея шасси составляет 2 метра.

Несущий винт вертолета является трехлопастным, лопасти владеют прямоугольной формой и сделаны из композиционных материалов. Поперечник управляющего винта составляет 0,695 метра, он установлен в особом кольцевом канале и обладает 13 лопастями, которые проштампованы из легкого железного сплава.

Движок располагается в высшей части фюзеляжа за кабиной пилотов, движок прикрыт обтекателем. На сопле мотора находится дефлектор, который уменьшает термическое излучение машины, что понижает заметность вертолета в ИК-диапазоне. Сухая масса мотора составляет 160 кг. Топливная система вертолета состоит из 2-х топливных баков, владеющих общей емкостью в 545 л. (один из баков находится под багажным отсеком). Также в случае необходимости предусмотрена установка дополнительного бака объемом в 200 л., размещенного в задней части кабины, устанавливается при перегонке вертолета. Припас масла составляет 14,6 литра для мотора и 3,5 литра для редуктора.

Легкий ударный вертолет ВВС Югославии SA.342 Gazelle

Коробка вертолета содержит в себе главный редуктор (редуктор несущего винта и мотора), находящийся впереди мотора над задней частью кабины пилотов, промежный редуктор, который находится над движком и редуктор управляющего винта, также находятся соединительные валы. Гидравлическая система состоит из 3-х гидроусилителей несущего винта и 1-го гидроусилителя управляющего механического винта. В этом случае, если по некий причине произойдет отказ гидроусилителей, вероятен переход на обыденную механическую систему управления.

Электрическое оборудование вертолета состоит из приемопередатчиков коротковолнового, децимет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,144 сек. | 12.58 МБ