Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Население земли пережило одну из более томных эпох за всю историю собственного существования – двадцатый век. В нем было достаточно много войн, но более томным испытанием стала 2-ая Глобальная война. По сей день остается неограниченное количество эпизодов, фактов, событий и имен, о которых никто не знает. И существует настоящая угроза того, что о их никто и не выяснит, если свидетели не скажут об этом. В числе таких малоизвестных фактов – южноамериканский ленд-лиз Русскому Союзу, в процессе которого в СССР поставлялась военная техника, продовольствие, орудие, снаряжение, боеприпасы, также стратегическое сырье. По определенным политическим суждениям эти поставки были строго засекречены прямо до 1992 года, и знали о их только конкретные участники.

Общий объем приобретенного ленд-лиза Русским Союзом составил на сумму порядка 9,8 млрд баксов. Помощь Америки в то время была вправду бесценной, и стала одним из решающих причин, которые содействовали разгрому фашисткой силы.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР
Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке

В то же время русские власти не только лишь искусственно делали негативное мировоззрение относительно американской помощи, да и держали ее в строжайшей тайне, а всех конкретных участников часто ставили вне закона. Но наконец настало время расставить все точки над «і», и выяснить хотя бы часть всей правды о настолько плодотворном (наверняка единственном в истории) сотрудничестве 2-ух сверхдержав.

Как южноамериканские, так и русские летчики, мореплаватели, которые участвовали в перегонке самолетов, в перевозке и сопровождении грузов, совершали реальный подвиг, огибая больше половины земного шара, потому наше поколение не должно, просто не имеет права запамятовать их подвиг и героизм.
Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние деньки сентября 1941 года. От американской стороны роль в переговорах воспринимал А.Гарриман, которого специально направил в Москву южноамериканский президент. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в Русский Альянс, сумма которых составила 1 млрд баксов. Срок поставок – девять месяцев. Но, невзирая на это, исключительно в начале ноября 1941 года южноамериканский президент подписал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное заглавие документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.1941 года) распространяется и на Русский Альянс.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Южноамериканский бомбовоз А-20 «Бостон» (Douglas A-20 Havoc/DB-7 Boston), разбившийся в районе аэропорта Ном (Nome) на Аляске при перегонке в СССР по ленд-лизу. Позже самолет был отремонтирован и удачно доставлен на советско-германский фронт. Источник: Библиотека конгресса США

1-ые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Русский Альянс было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тыщ баксов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 млрд баксов. Но с самого начала появились определенные трудности с перегонкой. Не удалось достигнуть точной организации поставок. В особенности ситуация осложнилась в зимний период времени, когда стало ясно, что южноамериканские самолеты не адаптированы к холодам: при сильных морозах резина покрышек становилась хр
упкой, гидросистема леденела. Потому было решено поменяться технологиями: русская сторона поделилась технологией производства морозоустойчивого каучука, а южноамериканская – гидравлики, стойкой к морозам.

Но еще огромные трудности испытывали люди. Летчики в процессе перегонки через Верхоянский хребет обязаны были подниматься на огромную высоту (5-6 км), не имея кислородных устройств. Многим это оказалось не по силам, и огромное количество самолетов разбивалось, падая на горы. Подобные случаи происходили в протяжении всех 3-х лет, пока осуществлялась перегонка. В русской тайге по сей день находят осколки самолетов с останками пилотов, а сколько еще не найдено. Не считая того, много самолетов совместно с экипажами просто пропали без вести.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Генерал А.М. Цариц и генерал-майор Дональд Коннели (Donald H. Connolly), командующий сервисной службой США в Персидском заливе пожимают руки на фоне первого поезда, прошедшего через персидский коридор в рамках поставок из США в СССР по ленд-лизу. Источник: Библиотека конгресса США.

В общей трудности за годы войны из Америки в Русский Альянс было переправлено более 14 тыщ самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

Большая часть этих самолетов (приблизительно 8 тыщ) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Великобритании истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», также бомбовозы Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из более малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

Самолеты, которые были сделаны на местности США, перегонялись южноамериканскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на местность Русского Союза летчики перегоночной русской дивизии, которая была сотворена специально для этих целей и состояла из 5 полков.
Многие из представителей старшего поколения помнят джипы, самолеты, также «Студебеккеры» и южноамериканскую тушенку, которые поставлялись по ленд-лизу.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Фото на память русских и американских летчиков на аэродроме в Фэрбенксе у истребителя Bell P-63 Kingcobra. На Аляске южноамериканские самолеты, созданные для поставок по ленд-лизу в СССР, передавались русской стороне, и русские летчики перегоняли их в Русский Альянс.

Не считая большой помощи в вещественном плане, большую роль сыграл южноамериканский ленд-лиз и в плане эмоциональной поддержки русских войск. Будучи на фронте, многие русские вояки ощущали себя более уверенно, когда лицезрели в небе зарубежные самолеты, оказывавшие им поддержку. Ну и мирное население, видя, что америкосы и англичане помогают ресурсами, понимало, что это почти во всем может посодействовать одержать победу над фашистской Германией.

Южноамериканские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали поддержку и прикрывали с воздуха морские конвои с грузами, во время блокады Ленинграда воздушную защиту его производили истребители «Китихоук», они производили бомбардировки германского морского транспорта в Финском заливе, участвовали в освобождении Украины, Кубани.

Не считая самолетов, в Русский Альянс по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам русской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок. Но по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены конкретно военные авто, так как у янки был большой и очень успешный опыт их использования. Общий объем приобретенных джипов за годы войны составил 44 тыщи единиц.

Ленд-лиз – история америка
нской военной помощи СССР

Ликующие обитатели Софии приветствуют русских боец, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4080.

Не считая того, по ленд-лизу поступали авто 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, британских и канадских компаний. Комплектующие к ним выполнялись существенно огромным количеством заводов.

Наибольшее количество посреди всех поставленных автомобилей составили южноамериканские грузовики US 6 Studebаker и RЕО – их объем составил 152 тыщи экземпляров. Общий же объем таких автомобилей составил около 478 тыщ единиц без учета запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тыщ автомобилей).

Хотя документы были и подписаны позднее, но 1-ые морские конвои с ленд-лизовскими грузами уже были ориентированы в СССР в августе 1941 года. Они получили обозначение PQ (это инициалы английского офицера военно-морских сил Эдвардса). Грузы доставлялись в Мурманск, Северодвинск, Архангельск. Поначалу корабли прибывали в Рейкьявик, где их сформировывали в караваны по 20 судов, а потом в сопровождении охраны из военных кораблей и доставляли на местность СССР. Но очень скоро германская разведка получила четкие координаты маршрутов этих конвоев. И тогда начались утраты. Одной из больших утрат является эпизод, произошедший в июле 1942 года, когда из 36 кораблей уцелело всего 11, на деньке оказались более 4 сотен танков, 2 сотен самолетов и 3 тыщ автомобилей. Всего же за период войны германскими подводными лодками и торпедоносцами было потоплено 80 кораблей, даже невзирая на то, что для их охраны привлекались боевые корабли и самолеты. Английские и южноамериканские военно-морские силы утратили в северной Атлантике 19 боевых кораблей.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР
Русская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн». Истребители этой модели поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Нужно увидеть, что в русской истории осталось много черных пятен относительно ленд-лиза. Мировоззрение о том, что америкосы сознательно задерживают поставки, ждя, когда русский строй упадет, было в то время принятым. Но в то же время появляется много вопросов: почему америкосы с таковой поспешностью воспринимали закон о ленд-лизе и его распространении на советскую местность? Можно ли считать случайностью тот факт, что война «уложилась» в срок этого закона?

Более того, некие исследователи выдвигают версию о том, что южноамериканский ленд-лиз – это итог работы русской разведки. Прогуливались даже слухи о том, что огромную роль в подписании закона о ленд-лизе сыграл конкретно сам Сталин – типо он, в целях предотвращения распространения нацизма, намеревался первым начать войну против фашисткой Германии и очень возлагал надежды на помощь Запада в этой войне. Но это всего только слухи, никаких документальных подтверждений данных теорий пока не существует.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Русские авиатехники чинят движок истребителя Р-39 «Аэрокобра», поставлявшегося в СССР из США по программке ленд-лиза, в полевых критериях. Необычность компоновочной схемы данного истребителя заключалась в размещении мотора за кабиной летчика поблизости центра тяжести.

В любом случае, нужно дать подабающее Сталину в этом вопросе. Он, можно сказать, показал себя фактически гением дипломатии, обернув ленд-лизовские поставки с полезностью для СССР. Когда стало понятно о том, что Америка и Англия выражают готовность оказать помощь СССР, он сначала упомянул слово «Продать», но гордость, либо какие-то други
е мотивы, не дали ни американской, ни английской сторонам добиваться оплаты. Не считая того, русским войскам очень нередко доставалась та техника, которая вначале была предназначена британцам, а именно, вездеходы Bantam, которых было не настолько не мало.

Не считая всего остального, русский вождь не смущался отчитывать союзников за то, что груз плохо упакован, также намекать на то, что если русские войска не сумеют продолжать военные деяния, вся тяжесть войны ляжет на англичан.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Сборка самолета Bell P-63 «Кингкобра» на южноамериканском заводе, вид сверху. 12 выхлопных патрубков с каждой стороны очевидный признак «Кингкобры» (у Р-39 «Аэрокобра» — по 6 патрубков). На фюзеляже нанесены звезды-опознавательные знаки русских ВВС — самолет предназначается для отправки в СССР по ленд-лизу.

Заметим, что поставки фактически не прекращались всю войну, кроме 1-го раза в 1942 году, когда Англия готовилась к операции в Африке, и 1-го раза в 1943 году, когда планировалась посадка союзных войск в Италии.

По окончании войны часть техники, согласно прежним договоренностям, русская сторона сдала назад союзникам. Но в то же время существовал и приличный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов баксов русские власти отрешались выплачивать, мотивируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны янки в торговле. Но, уже в 1972 году, было подписано соглашение, по которому СССР согласилось выплатить США 722 миллионов баксов. Последний платеж по этому соглашению был проведен в 2001 году.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Передача русским мореплавателям фрегатов из состава флота США. 1945 год. Южноамериканские патрульные фрегаты типа «Такома» (водоизмещение 1509/2238—2415т, скорость 20 узлов, вооружение: 3 76-мм орудия, 2 40-мм спаренных «бофорса», 9 20-мм «эрликонов», 1 реактивный бомбомет «Хеджехог», 2 бомбосбрасывателя и 8 бортовых бомбометов (боезапас — 100 глубинных бомб) строились в 1943—1945 годах. В 1945 году 28 кораблей этого типа были по ленд-лизу переданы в СССР, где были переклассифицированы в сторожевые корабли и получили обозначение «ЭК-1» — «ЭК-30». 1-ая группа из 10 кораблей («ЭК-1» — «ЭК-10») была принята русскими экипажами 12 июля 1945 года в Колд-Бэй (Аляска) и 15 июля убыла в СССР. В августе 1945 года эти корабли приняли роль в советско-японской войне. Другие 18 кораблей («ЭК-11» — «ЭК-22» и «ЭК-25» — «ЭК-30») были приняты русскими экипажами в августе-сентябре 1945 года и роли в боевых действиях не воспринимали. 17 февраля 1950 года все 28 кораблей были исключены из состава ВМФ СССР в связи с возвратом ВМС США в Майдзуру (Япония).

Таким макаром, принижение значения поставок военной техники, амуниции и продовольствия, которые осуществлялись южноамериканскими и английскими союзниками, было осуществлено исходя из идейных принципов тех пор. Это делалось типо для того, чтоб утвердить постулат, что русская военная экономика имеет не просто огромное, а просто большущее приемущество над экономикой капиталистических стран, при этом не только лишь Германии, да и Соединенных Штатов Америки и Англии.

В отличие от русской точки зрения, в американской историографии, как это фактически повсевременно бывает на Западе, роль ленд-лизовских поставок всегда представлялась решающим фактором в возможности СССР продолжать воевать против фашистской Германии.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР
Русский истребитель американской постройки Р-39 «Аэро
кобра» (Airacobra), поставлявшийся в СССР по программке ленд-лиза, в полете.

Но какими бы то не были суждения, нельзя опровергать тот факт, что ленд-лиз оказал существенную поддержку русской стране в трудные времена.

Не считая того нужно сказать, что на местности бывшего Русского Союза фактически не осталось ничего, что бы служило напоминанием о героизме наших людей, которые перегоняли южноамериканские самолеты, водили и аккомпанировали транспорты, кроме, разве что 3-х малеханьких музеев и останков самолетов. В то же время на Аляске и в Канаде наблюдается совсем обратная картина – мемориальные доски и огромные музеи, ухоженные кладбища. Каждый год в городках, по которым проходила трасса, устраиваются празднования в честь ветеранов.

Может, пора уже задуматься и хотя бы попробовать что-то поменять? Ведь это тоже часть той войны, запамятовать которую мы просто не вправе.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Итальянские бойцы у подбитого русского среднего танка М3 «Генерал Ли». Танки М3 «Генерал Ли» южноамериканского поставлялись в СССР по ленд-лизу. Лето 1942 г. Место съемки: юго-восточная Украина (Донбасс) либо Ростовская область, сталинградское направление.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Редчайшее фото русских танкистов с танками М3А1 «Стюарт», в американских шлемофонах, с пистолетом-пулеметом Томпсон М1928А1 и пулеметом М1919А4. Южноамериканская техника оставлялась по ленд-лизу стопроцентно укомплектованной — с экипировкой и даже стрелковым орудием для экипажа.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР
Русские летчики принимают южноамериканский средний бомбовоз А-20 (Douglas A-20 Boston), передаваемый по ленд-лизу. Аэродром Ноум (Nome), Аляска. Источник: Библиотека конгресса США.
Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Английские дамы готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Англии тогда все русское было очень модным и пользующимся популярностью, так что работницы с искренним наслаждением выводят на броне танка российские слова. 1-ые 20 «Матильд» прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 187 таких танков. Всего в СССР было отправлено 1084 «Матильд», из их 918 дошли до пт предназначения, а другие были потеряны в пути при потоплении транспортов конвоев.

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Русский бронетранспортёр-разведчик M3A1 Scout Car, поставлявшийся по ленд-лизу, в бою на улицах Вены, Австрия. Машина 1-го гвардейского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта.

Ленд-лиз – история американской воен
</p>
</p><div class=
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,143 сек. | 11.35 МБ