Летающие танки

Летающие танки

Фактически сразу после возникновения на поле боя нового рода орудия — танков — встал вопрос увеличения их «оперативной подвижности». Поначалу его пробовали решать при помощи автотранспорта — особых прицепов и кузовов. Позже боевые машины стали оснащать дополнительным движителем авто типа — так появились колесно-гусеничные танки. Но для всего этого были необходимы дороги. Но если дорог нет, а до противника очень нужно достать? Военные различных государств еще в 1930-х годах направили собственный взгляд на авиацию. И танки… полетели.

К концу 1920-х годов ведущие военные державы мира уже располагали самолетами грузоподъемностью до нескольких тонн, позволявшими перевозить по воздуху довольно габаритные грузы. Правда, в главном на наружной подвеске.

Одним из первых концепцию такового «летающего» танка предложил южноамериканский конструктор Дж. Уолтер Кристи. Его машина М.1932 представляла собой бесшабашный танк, выполненный из стали и дюралевого сплава (так именуемого дюралюминия), весивший всего 4 тонны. На разных демонстрациях и показах сначала 1930-х годов эта машина на колесном ходу достигала совсем умопомрачительной скорости 190 км/ч — реальный спорткар! На гусеницах М.1932 тоже катился довольно стремительно — 90 км/ч. По воззрению Кристи, такая скорость позволяла в случае установки на танк крыльев перелетать естественные и искусственные препятствия. Не считая того, можно было бы сбрасывать танк с самолета на бреющем полете. Но ни для этого, ни для последующего «летающего» танка М.1933 авиационная часть так и не была разработана. Военное ведомство США к этим машинам не проявило энтузиазма. Один эталон танка М.1932 был куплен Русским Союзом, но русских профессионалов заинтересовывала приемущественно работоспособность колесно-гусеничного движителя. Фактически, к ходовым испытаниям все и свелось. Ну и особенной нужды в заимствовании забугорного опыта не было, так как конкретно в СССР сначала 1930-х годов шло масштабное развертывание воздушно-десантных войск, сопровождавшееся отработкой разных методов доставки боевой техники по воздуху.

Летающие танкиТанкетка Т-27 на подвеске ПД-Т под бомбовозом ТБ-3

Полеты на платформе

Этим вопросом занималось Особенное конструкторское бюро (Осконбюро) ВВС под управлением П.И. Гроховского. В 1932 году там удачно испытали парашютную систему ПД-О для сброса 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Пушка подвешивалась меж стойками шасси бомбовоза ТБ-1, а парашют в коробе цилиндроконической формы крепился на бомбодержателе под фюзеляжем. В том же году на вооружение ВВС приняли систему Г-9: два байка «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями биплана Р-5. Каждый байк был заключен в специальную раму и обеспечен 2-мя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за одним. Позже в Осконбюро сделали подвеску ПД-М2 для 2-ух «харлеев» с колясками. Ее мог нести под фюзеляжем бомбовоз ТБ-1. В расчете на тот же носитель спроектировали парашютную подвеску ПД-А для легкового автомобиля «Форд-А» (либо ГАЗ-А). Правда, в Осконбюро машину перераблотали в пикап, в кузове которого смонтировали динамо-реактивную (безоткатную) пушку ДРП. Не считая того, автомобиль получил усиленные рессоры, колпаки на колеса и обтекатель перед радиатором. От байков и автомобилей перебежали к бронетанковой технике.

В том же 1932 году, не сбиваясь с темпа, сделали эталон системы Г-43 (ПД-Т) для сброса с парашютом британской танкетки «Карден-Ллойд» либо ее русского варианта Т-27. Так как масса танкетки существенно превосходила максимально допустимую нагрузку бомбовоза ТБ-1, ее облегчили на 334 килограмма, сняв все что может быть и даже слив воду из системы остывания. Самолет тоже пришлось облегчить. А именно, демонтировали одну из задних турелей и все пулеметы, существенно уменьшили припас горючего. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытали в НИИ ВВС. Она стала прототипом огромного числа схожих ус
тройств, созданных для десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.

В 1935 году на вооружение приняли подвески ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). К первому варианту крепилась грузовая платформа ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами авто, бронемашины, легкие танки и артиллерийские орудия массой до 3 тонн. К примеру, на ней можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А либо М-1), «полуторку» ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) либо сходу четыре пушки сразу — две 76-мм полковые и две 45-мм противотанковые с передками. Платформа годилась для перевозки малого плавающего танка Т-37А и легкого бронеавтомобиля Д-12.

В первый раз доставка танков Т-37А по воздуху бомбовозами ТБ-3 была продемонстрирована в процессе так именуемых Огромных Киевских маневров, проходивших в сентябре 1935 года. При транспортировке танка по воздуху его экипаж находился в самолете. После посадки штурман бомбовоза, просто нажав на специальную ручку, отделял танк от самолета, танкисты занимали свои места, и машина была готова к бою.

Летающие танкиСброс на воду малого плавающего Т-37А. Подмосковье, Медвежьи озера, октябрь 1936 года

Опасное приводнение

Но просто «высадить» танк на землю — это еще не неувязка, неувязка будет впереди. В октябре 1936 года на Медвежьих озерах под Москвой испытывалась система сброса танков на воду. Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось в проектно-конструкторском секторе научно-испытательного отдела Военной академии механизации и моторизации имени Сталина под управлением военного инженера 3-го ранга Ж.Я. Котина. Танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5—6 метров на скорости 160 км/ч. После касания воды машина прыгала по поверхности 25—30 метров, как камешек, пущенный по аква глади сильной рукою.

Для предохранения танка при ударе о воду под его днищем крепились особые амортизирующие приспособления. Они все были максимально ординарны: окованный железом древесный брус под днищем танка, металлической лист (меж ним и днищем проложили еловый лапник) и, в конце концов, просто связки еловых ветвей. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на плаву, а позже затонула. Во 2-м и 3-ем — танки стали тонуть сходу из-за трещинок в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 закончили.

В декабре 1938 года столичный завод «Подъемник» сделал первую партию новых подвесок ДПТ-2. Укреплять такую подвеску было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач «Комсомолец», передвижная радиостанция 5АК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новенькая подвеска позволяла перевозить по воздуху грузовик ГАЗ-АА с обыкновенной кабиной и даже трехосный ГАЗ-ААА. В 1939 году ДПТ-2 приняли на вооружение.

Меж тем способности транспортной авиации не соответствовали бурным темпам роста воздушно-десантных войск. Основная ставка как и раньше делалась на самолеты ТБ-3, которые к тому времени очевидно устарели. Все же ничего другого просто не было. Потому в последних больших предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 года участвовали все те же ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калинином (сейчас Тверь). Поначалу 26 бомбардировщиков ТБ-3 высадили батальон парашютистов, потом им скинули грузы с 3-х Р-5. Один ТБ-3 скинул на парашютах два байка. Парашютисты «захватили» аэродром и начали принимать посадочный Планер «Крылья танка» конструкции О.К. Антонова. 1942 год Проект летающего танка конструкции А.Н. Рафаэлянца. 1933 год Британский тяжкий десантный планер «Гамилькар» десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и батареи — 76- и 45-мм пушек. Все прошло хорошо, но отставание нашей транспортной авиации привело к тому, что, невзирая на скопленный опыт, в процессе Величавой Российскей войны воздушные десанты Красноватой армии высаживались изредка, равно как и тяжелое вооружение по воздуху перекидывалось очень нечасто.

Летающие тан
</p>
</p><div class=
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,138 сек. | 11.27 МБ