Парящие над волнами

Летящие над волнами

Когда в один из дней во 2-ой половине 1960-х на стол директора Управления государственной разведки США легло еще одно донесение с плодами дешифрирования фотоснимков спутника-шпиона, он не поверил своим очам. На одной из фото над аква гладью Каспийского моря летел большой, длиной около 100 метров, аппарат совсем неведомой конструкции. Это был уже далековато не 1-ый по счету экраноплан конструкции Ростислава Алексеева. Корабль-макет КМ до возникновения Ан-225 «Мрия» слыл самым томным летательным аппаратом на Земле.

Подавляющее большая часть американских профессионалов усомнились в «русском чуде», приняв его за успешно проведенную мистификацию, целью которой было вынудить Вашингтон понервничать и навести исследования в военной области в ненадобном направлении. И если даже это не мистификация, то в любом случае, посчитали южноамериканские спецы, таковой большой корабль-самолет не может быть действенным боевым средством, ну и сама мысль построения схожих аппаратов для военных целей, будь то транспортный экраноплан либо же его вооруженный вариант, не имеет типо никаких перспектив в обозримом будущем. Правда, были за рубежом отдельные инженеры, которые поверили в действительность «Каспийского монстра» и огромное будущее экранопланов.

Морское судно либо самолет?

В самой идее корабля-самолета не было ничего нового. Явление, получившее заглавие экранного эффекта, было экспериментально выявлено еще сначала ХХ века — с приближением к экрану (поверхность воды либо земли) аэродинамическая сила на крыле летательного аппарата увеличивалась. Авиаторы нашли: при заходе на посадку, в конкретной близости от земли, пилотирование аэроплана часто серьезно усложнялось, казалось, что он вроде бы садится на невидимую подушку, не дающую ему коснуться жесткой поверхности.

Естественно, что летчикам и авиаконструкторам таковой эффект был совсем не нужен, но нашлись и те, кто смог разглядеть за ним нечто большее — базу для нового направления в конструировании транспортной техники. Так и появилась в первом приближении мысль сделать летательный аппарат нового типа, экраноплан — от французских слов écran (экран, щит) и planer (парить, планировать).

Если же гласить научно-техническим языком, то экранопланы — это летательные аппараты, использующие при собственном движении эффект роста аэродинамического свойства ЛА (дела коэффициента его аэродинамической подъемной силы к коэффициенту лобового сопротивления) за счет близости экрана (поверхности земли, воды и т. д.), обусловленный тем, что с приближением к экрану возрастает аэродинамическая подъемная сила на крыле.

При всем этом Интернациональная морская организация (IMO) относит сейчас экранопланы к морским судам, а их предстоящим развитием стал экранолет, способный не только лишь следовать на дисплее, да и оторваться от него и лететь на огромных высотах, как обыденный самолет.

Эффект экрана для «чайников»

Экранный эффект очень похож на эффект от воздушной подушки, на которой движутся надлежащие суда. Исключительно в случае экрана эта подушка появляется методом нагнетания воздуха не особыми устройствами — расположенными на корабле вентиляторами, а набегающим потоком. Другими словами крыло экраноплана делает подъемную силу не за счет падения давления над верхней плоскостью, как у «нормальных» самолетов, а за счет завышенного давления под нижней плоскостью, сделать которое может быть лишь на очень маленьких высотах — от нескольких см до нескольких метров, зависимо от размеров крыла и экраноплана. При этом у огромных экранопланов высота полета «на экране» может достигать 10 и поболее метров. Чем обширнее и длиннее крыло и ниже скорость, тем посильнее эффект.

Летящие над волнами

Опытнейший экраноплан — пилотируемая самоходная модель СМ-6, на которой отрабатывались технические идеи, ставшие базой для первого серийного экраноплана «Орленок». СМ-6 имел од

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,219 сек. | 17.8 МБ