Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Предлагаю вниманию всех любителей военной истории еще одну серию детектива «Морской бой: Авиация против линкоров». Предшествующий рассказ о смерти линейного корабля «Ямато» вызвал огромное количество критичных отзывов: читатели подвергли сомнению возможность поражения настолько большого и отлично защищенного корабля ограниченными силами палубной авиации. Наверняка, стоит вспомнить главные моменты того спора:

Самый большой боевой корабль в истории – линкор Правительского флота «Ямато» умер в бою с палубной авиацией 58-го Оперативного Соединения ВМС США. В целом, тут нет никаких колебаний и вопросов, финал самоубийственной операции Тен-Го был предрешен заблаговременно. Жители страны восходящего солнца пошли в тот неравный бой, руководствуясь своим старым кодексом Бушидо – путь вояки.

Другое дело, что против японской эскадры (линкор, крейсер и 8 эсминцев) действовали 5 томных и 4 легких авианосцев ВМС США. Девять авианосцев против 1-го линкора! Соотношение впечатляет. Естественно, это война, а не дворовая драка – дискуссии о честности тут не к месту, одолевает тот, у кого больше сил и ресурсов. И все-же, это кидает тень на палубную авиацию – выходит, ее способности, мягко говоря, гиперболизированы?

При внимательном анализе появляются последующие факты: конкретно в атаках на японский линкор учавствовало 227 самолетов (всего было отправлено 280 машин, из их 53 не вышли на цель). Также стоит отметить, что третья часть палубных самолетов были истребителями, чье роль в операции ограничивалось быстрее психическим давлением на японских моряков – пули 50-го калибра не представляли опасности для полуметровой брони линкора. В итоге, две сотки палубных самолетов утопили всю японскую эскадру за 2 часа – летчикам даже не пришлось ворачиваться для повторного удара.

Ввиду всего вышесказанного, возникают последующие факты:
1. Силы янки были очевидно сверхизбыточны. Каждый авианосец выслал всего по одной эскадрилье из 4, имеющихся в наличии. При всем этом даже 227 самолетов оказалось более чем довольно для выполнения задачки.
2. Две сотки самолетов штурмовали не сразу, а несколькими «волнами», самая бессчетная из которых состояла из 150 машин.
3. Исходя из критерий той ситуации, у янки было в припасе, как минимум, 12 часов светлого времени суток. Японское соединение было найдено еще ночкой, на расстоянии 300 миль от авианосцев (550 км). Янки отлично выспались, плотно позавтракали и, ровно в 10:00, их 1-ые палубные самолеты пошли на взлет. Уже к 2 часам денька все было кончено – «Ямато» лег набок и приготовился дохнуть. Линкор взорвался в 14:23.
Разумеется, что у летчиков была в припасе еще куча времени — в случае необходимости, они могли дозаправиться и повторить атаку.
4. Во время налета на «Ямато» утраты янки составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбовоза, три истребителя). Еще около 20 машин были повреждены зенитным огнем, но смогли возвратиться на свои корабли. Не берусь судить о тяжести их повреждений и способности резвого ремонта – представим, что они все выбыли из строя. 30 из 227. Полностью адекватные утраты.

Резюмируя эти 4 пт, можно прийти к выводу, что, чисто на теоретическом уровне, для резвого ликвидирования «Ямато» и его эскорта было довольно 2-ух авианосцев типа «Эссекс». Вправду, на каждом «Эссексе» на тот момент базировалось около 100 палубных самолетов, сведенных в 4 эскадрильи (две истребительные, бомбардировочную и торпедоносную). В цистернах корабля находилось 230 000 галлонов авиабензина (более 800 000 л.), заправочная система обеспечивала подачу на полетную палубу 3750 л. горючего за минуту. В бункерах авианосца хранилось 625 тонн боеприпасов: тыщи бомб и реактивных снарядов, полсотни торпед, миллион патронов для авиационных пулеметов.

Авианосец «Эссекс» оснащался 2-мя пневматическими катапультами и 8 компрессорами: технический темп выпуска самолетов достигал 42 секунд – очевидно, в реальных критериях он был в пару раз ниже. Но что броско: по статистике, 60% запусков с палубы корабля происходило без помощи катапульт – истребителям и бомбовозам военных лет еще не требовалась помощь на старте. Все это существенно упрощало функцию пуска и позволяло стремительно поднять в воздух ударную группу.

В прошлой
статье (http://topwar.ru/20174-yaponskiy-varyag.html) я представил, что для ликвидирования отлично защищенной цели класса «линкор» с сильной ПВО и эскортом из 10-ка эсминцев, будет нужно ударная группа из 100-120 самолетов – линкор, вероятнее всего, не получится потопить за один вылет, но количество авиатехники, горючего и боеприпасов позволяло двум авианосцам неоднократно повторить удар и достигнуть смерти линейного корабля. Это утверждение вызвало у многих читателей недоверие и справедливый вопрос: «Разве может быть? Зенитчики линкора перестреляют эту сотку самолетов, как стаю куриного гриппа, и повторить налет будет уже нечем – матчасть и пилоты погибнут в первой атаке…»

Необходимо признаться, в прошедший раз я несколько завысил требуемое количество самолетов в первой «волне» — по сути, для атаки эскадры линкоров довольно группы из 30-40 самолетов. В это трудно поверить, но во времена 2-ой мировой войны корабельные зенитные средства были не в состоянии отразить атаку даже такового количества самолетов.

Сейчас я не стану проводить никаких сложных расчетов и делать неосмотрительных заявлений. Я приведу в пример реальный случай – морское схватка 24 октября 1944 года. В тот денек 38-е Оперативное Соединение ВМС США раскромсало эскадру японских линкоров и томных крейсеров. В процессе многочасового морского боя палубной авиацией был потоплен 1-ый корабль типа «Ямато» — суперлинкор Правительского флота Стране восходящего солнца неповторимий «Мусаси».

Смерть «Мусаси»

Не вдаваясь в долгие подробности Тихоокеанского ТВД и в предпосылки возникновения японской эскадры в море Сибуян (Филиппины), сразу отметим, что японская операция была обречена на провал – оставшись без истребительного прикрытия, 2-й флот адмирала Такэо Куриты обязательно бы повстречался с южноамериканскими авианосцами.
В составе японской эскадры находились:

Суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси». Наикрупнейшие и мощнейшие боевые корабли на планетке. Полное водоизмещение – 70 тыщ тонн (для сопоставления: современный тяжкий атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», флагманский корабль Северного флота ВМФ Рф, имеет полное водоизмещение порядка 26 тыс. тонн)!

Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Главный калибр великанских кораблей – 460 мм. Орудие и механизмы линкоров были накрепко защищены мертвым металлом – толщина бронирования рубки достигала Полметра броневой стали, башни головного калибра – 650 мм! Непробиваемый металлической лист шириной 65 см – вы способны такое представить?

Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Схема ЛК типа "Ямато" в большенном разрешении. Направьте внимание на количество стволов зенитной артиллерии.


Зенитное орудие суперлинкоров — 12 спаренных установок калибра 127 мм и 130 автоматических зениток (34 одиночных и 32 строенных установки калибра 25 мм). Не считая того, имелось 6 орудий среднего калибра (150 мм) и 2 спаренные пулеметные установки.*
*сведения по ЛК «Мусаси», октябрь 1944 г.
Кто был способен устоять против таких кораблей?

Линкор «Нагато». Металлической монстр, непобежденный даже атомным взрывом (тесты ядерного орудия на атолле Бикини, 1946 г.). За 20 лет до событий в море Сибуян, «Нагато» был наилучшим линкором в мире, жители страны восходящего солнца первыми решились установить на корабль пушки калибром более 400 мм. «Нагато» получил восемь 410 мм орудий, задав новый эталон Головного Калибра по всему миру. Не считая того, вооружение линкора включало:
18 х 140 мм пушек среднего калибра,
8 х 127 мм зениток,
98 стволов зенитных автоматов.

Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Линкор против авианосца. Хроники морского бояЛинкор против авианосца. Хроники морского боя

Линкор "Харуна" готов обосновать, что он не устаревший корабль, открыв огнь из собственных восьми 356 мм орудий.


Каждый японский крейсер нес до 100 стволов зенитных установок, эсминец – более 30. Все это, по идее, должно было сделать непролазную стенку зенитного огня. Даже невзирая на отставание японцев в конструкции зенитной артиллерии и систем управления огнем, разумно было бы представить, что количество установок должно было обязательно перейти в качество. И все же, дело приняло драматический оборот намного ранее, чем это можно было ждать.

Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Тяжкий крейсер "Чикума" маневрирует под огнем

Побоище

Противник у японской эскадры был более суровый. 38-е Оперативное Соединение ВМС США (оно же – Task Force 58). Как уже было отмечено в предшествующей статье, Task Force 58 (в этом случае оно имело индекс «38», но не сущность), невзирая на полностью обыденное заглавие, представляло собой самую ужасную эскадру, когда-либо бороздившую Мировой океан. Два 10-ка ударных авианосцев под прикрытием быстроходных линкоров, крейсеров и сотки эсминцев.

24 октября 1944 года в море Сибуян находились томные авианосцы: «Эссекс», «Интрепид», «Франклин», «Лексингтон» и «Энтерпрайз», также 5 легких авианосецев: «Индепенденс», «Кэбот», «Лэнгли», «Сан-Хасинто» и «Беллью Вуд».
Получив сообщение о приближении японской эскадры, морские летчики ВМС США, обыкновенно, отлично выспались, плотно позавтракали, и в 9 утра подняли в воздух свои торпедоносцы и пикировщики.

Линкор против авианосца. Хроники морского боя

Авианосец "Интрепид" (CV-11)


1-я атака. 12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – с авианосцев «Интрепид» и «Кэбот». Японская эскадра встретила их лавиной огня, бешеные летчики поскорее скинули торпеды на ближайшую цель и, утратив три самолета, поторопились стремительно покинуть страшный район.
«Ближайшей целью» оказался суперлинкор «Мусаси» — он получил в борт свою первую торпеду. Вред оказался невелик, поступление воды стремительно взяли под контроль. Вторым пострадавшим оказался тяжкий крейсер «Миоко».

2-я атака. Через полчаса японцев штурмовали самолеты с авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс». Всего 30 машин, по данным японцев. В «Мусаси» попали 2 бомбы и торпеда. 1-ая бомба стукнула в полубак, пробила узкую 25 мм палубу, и, прошив корпус линкора насквозь, вылетела наружу через борт. 2-ая бомба пробила две палубы и рванула с таковой силой, что от могучего сотрясения лопнули магистрали в котельном отделении.

3-я атака. В действие вступили авианосцы «Энтерпрайз» и «Франклин» — 80 палубных самолетов нанесли массированный удар по японскому соединению. Умопомрачительно, но невзирая на отсутствие какой-нибудь координации, под основной удар опять попал «Мусаси» — ему разбило нос торпедой.

В полдень янки плотно пообедали и продолжили избивать японский флот. 4-ю по счету, самую действенную и жесткую атаку провели летчики с авианосца «Интрепид» — 14 ист

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,173 сек. | 11.31 МБ