Лёгкий танк Т-50

В 1930-е годы единственным танком сопровождения пехоты, который имелся на вооружении армии СССР, был Т-26. Основной, пушечный вариант танка Т-26, выпускавшийся с 1933-го года, к концу десятилетия не мог отвечать достигнутому уровню танкостроения. Увеличившаяся мощь противотанковой артиллерии танку Т-26, имеющему 15-миллиметровую броню, не оставляла шансов «выжить» на поле боя. Схватки в Испании это показали наглядно. "20 шестые” просто расправлялись с танками мятежников, имеющих слабенькое вооружение, но при всем этом становились легкой добычей для их противотанковых пушек. Вобщем, в то время в таком положении оказались все русские танки (как и большая часть танков других государств), которые не имели противоснарядного бронирования. В противоборстве снаряда и брони временную победу одержал конкретно снаряд.

Лёгкий танк Т-50

Вот поэтому Комитетом Обороны СССР 7 августа 1938 года было принято постановление «О системе танкового вооружения». В данном документе содержалось требование к июлю 1939 года (наименее чем за год) создать новые эталоны танков, которые будут отвечать условиям будущей войны по бронированию, вооружению и маневренным качествам. В нескольких КБ в согласовании с данными требованиями приступили к разработке новых танков.

На Ленинградском заводе опытнейшего машиностроения № 185 имени С.М.Кирова группа конструкторов, возглавляемая С.А. Гинзбургом, вела проектирование легкого танка сопровождения пехоты. Данный танк летом 40-го года — объект 126 (в специальной литературе нередко называется как Т-126СП) — сделали в металле. Т-126СП по собственной бронезащите был равноценен Т-34. Корпус нового танка сваривался из 45-миллиметровых броневых листов, исключением являлись 20-миллиметровые листы крыши и днища. Лобовые, кормовой и верхние бортовые листы корпуса устанавливались под углами от 40 до 57°.

Лёгкий танк Т-50

Лючок механика-водителя располагался в верхнем лобовом листе. В крышке лючка устанавливался устройство наблюдения. В шаровой установке слева от лючка размещался пулемет ДС-39 калибра 7,62 мм. Огнь из пулемета вел стрелок-радист. Его рабочее место также оснащалось устройством наблюдения. Еще пара устройств была установлена в лобовых скуловых бронелистах.

В граненой башне, сваренной из отдельных листов, устанавливалась 45-миллиметровая пушка эталона 1934 года и пулемет ДТ калибра 7,62 мм, спаренный с ней. В крыше башни производился прямоугольный лючок служащий для посадки экипажа. Кормовая стена имела круглый лючок, применяемый при демонтаже пушки. В крышке данного лючка также в стенах башни имелись отверстия для ведения огня из личного орудия. Отверстия запирались с помощью грушевидных заглушек. По периметру крыши башни располагались четыре устройства наблюдения. Командирская панорама была смонтирована в крышке лючка. Таким макаром, объект 126 по обзорности существенно затмил танк Т-34.

На объект 126 устанавливали движок В-3, являющийся 6-цилиндровой версией дизельного мотора В-2 (время от времени его именуют «половинкой»). При мощности 250 лошадиных сил он позволял развивать машине весом в 17 тонн скорость до 35 км в час. Топливные баки емкостью 340 л. обеспечивала припас хода до 270 км по шоссе.

Лёгкий танк Т-50

Ходовую часть танка (на один борт) составляли: 6 необрезиненных опорных сдвоенных катков малого поперечника, три необрезиненных поддерживающих катка, расположенное сзади ведущее колесо, направляющее необрезиненное колесо. Опорные катки оснащались внутренней амортизацией. Гусеничная цепь—мелкозвенчатая, с открытым шарниром, цевочного зацепления. Особенностью ходовой части являлась торсионная подвеска.

В корпусе танка около места стрелка-радиста располагалась радиостанция 71-ТК-3, снаряженная штыревой антенной. Боекомплект пулеметов и пушки состоял из 4250 патронов и 150 выстрелов (в пулеметах ДС и ДТ использовались винтовочные патроны).

Лёгкий танк Т-50

Во время промышленных и войсковых испытаний, прошедших в 1940 году, танк показал себя хорошо. Но Госкомиссией было предложено понизить массу танка до 13 тонн за счет понижения толщины брони до 37 мм (сначало толщина составляла 45 мм). Не считая того, была отмечена и стесненность рабочих мест экипажа. На втором образчике боевой машины этот недочет попробовали убрать за счет изъятия пулемета ДС-39, амбразуру которого закрыла броневая крышка на болтах. Были предприняты шаги и для понижения износа гусениц, за счет подмены необрезиненных опорных катков обрезиненными. Переделанная таким макаром машина в спец. литературе нередко упоминается как Т-127.

Осенью 40-го года объект 126 был передан Ленинградскому машиностроительному заводу № 174 имени К.Е.Ворошилова. Там на его базе за полтора месяца группа конструкторов под управлением Л.С. Троянова и И.С. Бушнева разработала новый вариант легкого танка, получивший обозначение объект 135 (не надо путать с Т-34-85). В проектировании активное роль воспринимали Г.В. Гудков и С.А. Гинзбург. По другим сведениям, данную машину разрабатывали наряду с объектом 126, но, так как она имела наилучшие тактико-технические свойства, предпочтение было отдано ей. В январе 41-го года танк был выполнен в металле. В феврале этого же года после удачного прохождения промышленных и гос. испытаний танк был принят на вооружение под индексом Т-50.

Лёгкий танк Т-50

По внешнему облику и конструкции танк Т-50 очень напоминал объект 126, но при всем этом имел ряд существенных различий, потому что в процессе сотворения были учтены опыт боевого внедрения бронетехники во время финской войны и результаты испытаний германского Pz.lll в СССР, прошедших летом 40-го года. Листы корпуса танка Т-50 имели сварное соединение и огромные углы наклона. Наивысшую толщину бортовой и лобовой брони корпуса, также броню башни уменьшили с 45 мм до 37. Кормовой лист корпуса имел толщину 25 мм, а толщина днища и крыши уменьшилась до 15 мм. В верхнем лобовом листе практически по центру (с маленьким смещением на лево от продольной оси машины) был выполнен лючок механика-водителя, снаряженный смотровым устройством; отсутствовал курсовой пулемет. Еще пара устройств наблюдения, как и в "126-м”, монтировались в лобовых скулах.

Сварная башня, имеющая обтекаемую форму, напоминала башню Т-34, но была рассчитана на три члена экипажа. В задней части крыши башни (под воздействием Pz.lll) установили командирскую башенку и восемь смотровых щелей, закрывающихся броневыми заслонками. Башенка имела маленький люк, который, возможно, служил для сигнализации. Посадка членов экипажа выполнялась через два прямоугольных лючка, проделанных в крыше. Для демонтажа пушки служила дверца, выполненная в кормовом листе. В бортах башни располагались приборы наблюдения заряжающего и наводчика, которые запирались круглыми броневыми крышками.

Лёгкий танк Т-50

Состав вооружения Т-50 был не обычным для танков русского производства. С 45-миллиметровой пушкой были спарены два пулемета ДТ калибра 7,62. Радиостанция 9Р устанавливалась около места командира в башне танка.

Благодаря уменьшению толщины бронелистов, внедрению принципов дифференцированного бронирования, которые дозволили понизить вес танка до 13,8 тонн, и установке мотора В-4, имеющего мощность 300 лошадиных сил (форсированный вариант дизельного В-3) существенного возросла скорость – до 52 км/ч (наибольшая скорость объекта 126 – 35 км/ч). 2-мя топливными баками общей емкостью 350 л. обеспечивался припас хода до 344 км по шоссе.

В ходовой части применили опорные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и персональную торсионную подвеску.

Лёгкий танк Т-50

Серийное создание Т-50 планировалось сделать на заводе № 174, в с
вязи с чем 1 января 41-го года на нем закончили создание танка Т-26. Но перестройка производства под технологически более непростой Т-50 велась медлительно, потому в первом полугодии 41-го года завод выпустил только 116 огнеметных танков ОТ-133. Значимые трудности появились с освоением производства дизельного В-4 на заводе № 75 (Харьков). А ведь согласно планам Т-50 был должен поменять в войсках Т-26. Согласно начальному плану перевооружения автобронетанковых войск, данный танк был должен быть самым массовым (стоит отметить, что 1-ый заказ на танки Т-34 составлял только 600 ед.) В 40—41 годах этот план подвергся корректировке, так как было принято решение о формировании механизированных корпусов. Но и для их было нужно не меньше 14 тыс. данных танков. О том, что танк Т-50 рассматривали в качестве составляющей российского танкового парка, можно судить по совместному постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) "Об увеличении выпуска танков KB, T-34 и Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV кварталы 1941 г.”, которое было принято 25 июня 1941 года после заседания Политбюро ЦК.

В 1941 году ценой несусветных усилий удалось выпустить 50 танков. Завод № 174 в августе был эвакуирован — основную часть в Омск, где выпуск танков возобновили в декабре, также в Барнаул и Нижний Тагил. Попытка развернуть создание танков Т-50 в Москве на заводе № 37 фуррором не увенчалась — там чуть управлялись с созданием 5-тонного Т-40, и 14-тонный Т-50 заводу очевидно был "не по зубам”. Но основным сдерживающим фактором производства Т-50 являлись движки. В плановых заданиях приоритетным являлось создание дизельного В-2. А именно, на эвакуированном в Челябинск заводе № 75 вывезенные В-4 разбирались на комплектующие к движкам В-2. В связи с этим ГКО 13 октября 1941 г. принял решение выстроить в Барнауле два завода: один для производства Т-50, 2-ой для производства для их движков В-4. Но в согласовании с распоряжением ГКО 6 февраля 1942 г. создание танков Т-50 также движков к ним закончили вообщем. В Омске завод № 174 в 1942 году, выпустив 15 танков (возможно, были собраны из эвакуированного задела), начал создание танка T-34.

Лёгкий танк Т-50

Инфы о боевой судьбе Т-50 сильно мало. Но, невзирая на это, понятно, что в Первой танковой дивизии, которая дислоцировалась в Ленинградском военном окружении и учавствовала в боевых действиях в районе Кингисеппа, в августе 41-го года имелось 10 Т-50. Осенью 1941 г. несколько Т-50 входило в состав войск Седьмой армии, принимавшей роль в обороне на Петрозаводском направлении. Во время этих боев одну машину захватили финны и эксплуатировали ее прямо до конца 54-го года. Что все-таки касается русской армии, то, к примеру, один Т-50 еще в 1943 году считался в составе Пятой гвардейской танковой бригады.

Достоверных сведений о том, как "пятидесятки” проявили себя в боях, нет. Но нет колебаний и в том, что из 3-х русских танков, которые были приняты на вооружение перед 2-ой мировой войной, танк Т-50 был более отработанным конструктивно и равновесным, хорошим по совокупы эксплуатационных и боевых свойств. По подвижности, бронированию и вооружению он превосходил либо не уступал германскому среднему танку Pz.lll, но при всем этом имел еще наименьшие габариты и боевую массу. В башне танка Т-50, которая имела таковой же, как у T-34, поперечник погона в свету, располагались три человека, что обеспечивало разделение функций. Но в данном случае недочеты являлись продолжением плюсов. Невзирая на то, что в башне располагалась 45-миллиметровая пушка, трем членам экипажа было тесновато. В связи с этим командирская башенка была смещена к правому борту, а самому командиру приходилось посиживать к оси танка в пол-оборота. Возможно, имело смысл использовать двухместную башню, имеющую огромное количество устройств наблюдения, как это было изготовлено в объекте 126. Для легких танков это приемлемо. Фактически все забугорные аналоги 2-ой мировой войны — "Валентайн”, "Стюарт”, и "Чаффи”, сделанный в 44-м году, оснащались двухместными башнями.

Лёгкий танк Т-50

Полностью достаточным для 41-го и даже 42-го года было и вооружение танка Т-50: 45-миллиметровая пушка 20К на дистанции 500 метров уда
чно боролась со всеми типами германских танков. Данное орудие было отлично знакомо танкистам, а на складах имелось существенное количество снарядов к нему. Для 1943 года пушка 20К была уже слабоватой, но конкретно в это время в ОКБ № 172 была сотворена, испытана и рекомендована для принятия на вооружение 45-миллиметровая танковая пушка ВТ-42. Длина ствола нового орудия составляла 68,6 калибра, а исходная скорость бронебойного снаряда составляла 950 метров за секунду. От пушка ВТ-42 от 20К отличалась плотной сборкой, позволявшей располагать ее даже в одноместной башне Т-70. С монтажом данного орудия на Т-50 не должно было появиться заморочек. Снаряд ВТ-42 на дистанции 500 метров пробивал лобовую броню фактически всех германских танков, кроме pz.iv Ausf.H и J, "Тигра” и "Пантеры”.

Имелся резерв для модернизации танка, в том числе для усиления бронезащиты, также высочайшая удельная мощность, равнявшаяся — 21,4 л.с./т! Для сопоставления: у танка T-34 данный показатель составлял 18,65 л.с./т; у "Валентайна” — 10; у "Стюарта” — 19,6; Pz.lll— 15. Трехсотсильный дизельный движок мог "тащить” 45-миллиметровую броню.

Лёгкий танк Т-50

Подводя результат, приходится только сожалеть, что массовый выпуск танка Т-50 не был налажен.

Стоит отметить, что в 41-м году на заводе № 174 на Т-50 был установлен опытнейший эталон огнемета, в каком употреблялся затвор конструкции Дегтярева. Потом он получил марку АТО-41 и был устанавлен на танках КВ-8 и ОТ-34. В тот же время на танк в опытнейшем порядке устанавливалась башня конструкции Савина, снаряженная 37-миллиметровой зенитной пушкой.

Рассказ о танке Т-50 был бы неполным без упоминания еще 1-го эталона. В 1941 г. Ленинградский Кировский завод в рамках тех. требований к Т-50 разработал под управлением конструктора А.С. Ермолаева и сделал объект 211. Сварной корпус машины имел суженную носовую часть, снаряженную "фирменным” для кировского завода люком-пробкой для механика-водителя. На танке была установлена сварная башня, имеющая обтекаемую удлиненную форму. Силовая установка и вооружение был схожи Т-50 завода № 174. Этот вариант был легче "ворошиловского” Т-50, но существенных преимуществ не имел. Не считая того, форма корпуса «кировского» танка была наименее успешной. С началом войны на Кировском заводе работы над объектом 211 были прекращены, а единственный эталон танка участвовал в обороне Ленинграда.

Лёгкий танк Т-50

В текущее время имеется три легких танка Т-50: в подмосковной Кубинке в Музее бронетанкового вооружения и техники можно узреть танк Т-50 и объект 126; очередной танк, снаряженный дополнительными броневыми экранами, находится в Финляндии в городке Парола в танковом музее.

По материалам веб-сайта http://3v-soft.clan.su/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,242 сек. | 11.31 МБ