М103 — венец американских томных танков

М103 - венец американских тяжелых танков

Сходу по окончании 2-ой мировой разработка новых томных танков США застопорилась, и только остывание отношений с бывшим союзником – Русским Союзом, принудило начать работы в данной области. В качестве эталона южноамериканские танкостроители имели русский тяжкий ИС-3, который произвел на их очень сильное воспоминание. Русский ИС-3 от американских томных Т29-Т34 прибыльно отличался наименьшим весом при адекватной мощи вооружения и поболее высочайшем уровне бронирования. В итоге в Соединенных Штатах специально сделанная комиссия, возглавляемая генералом Стилвеллом, рекомендовала сделать тяжкий танк, который получил обозначение Т43, на базе танка Т34 методом уменьшения его массы с 70 т до 58 т за счет уменьшения длины корпуса и сокращения его экипажа до 4 чел. (ввели автомат заряжания). Не считая того, на машину следовало поставить 120-миллиметровую облегченную пушку. Чтоб сохранить уровень защиты при наименьшей массе брони, планировалось обширно использовать литые детали (масса танка сократился до 55 тыс. кг). Макетная комиссия, которая была проведена на Детройтском арсенале, в декабре 1949 года, рекомендовала убрать автомат заряжания и добавить второго заряжающего.

Работы по томному танку Т43 шли вяло, пока в июне 1950 года не началась Корейская война, и не появилась угроза внедрения танков ИС против войск США. Сходу стало понятно, что бронетанковые войска американской армии ничего не могут противопоставить томным машинам производства СССР. Работы по Т43 ускорили, и был выдан заказ на создание 300 серийных машин, также на несколько опытнейших. Уже в июне 51-го года компания "Крайслер" поставила 1-ый Т43 для испытаний. Танк оснащался 120-миллиметровой пушкой Т122 имеющей исходную скорость снаряда 1007 метров за секунду. На опытнейших машинах стояла командирская башенка от М47, а на танках серии – от М48, снаряженная 12,7-миллиметровым пулеметом. Танк унаследовал от Т29-Т34 мотор "Континентэл" AV-1790 (мощность 810 л.с.), также коробку CD-850. При всем этом ходовая часть имела по каждому борту на два опорных катка меньше.

М103 - венец американских тяжелых танков

Вся серия (300 машин) была выпущена в 53-54 годах "Крайслером". Ее приемка проводилась по результатам испытаний 6-го опытнейшего и 8-го серийного танков. Но сказалась спешка с созданием танка – системы управления огнем и наведения орудия работали неудовлетворительно (их необходимо было поменять новыми), от силового отделений грелась ниша башни, а выхлопные газы попадали в отделение управления. В танк, по результатам испытаний, необходимо было внести около 100 разных доработок и конфигураций. В итоге в 55-м году было принято решение выслать всю серию на хранение – Т43 на вооружение сухопутных войск не был принят.

Чтоб не пропадать "добру" в армии решили принять на вооружение, после малозначительных доработок, 74 машины Т43, которым было присвоено обозначение "120-миллиметровый боевой танк M103" (после войны систематизация американских танков была принята по калибру пушки). На данные машины поставили командирскую башенку снаряженную 12,7-миллиметровым пулеметом. На М103 со 120-миллиметровой пушкой были спарены два 7,62-миллиметровых пулемета. Силовая установка (движок AV-1790-5B и коробка CD-850-4В) работала удовлетворительно. Был установлен дефлектор выхлопных газов, чтоб уменьшить нагрев башни ими.

Доработка системы управления огнем проводилась на опытнейшем Т43Е2. Заместо гидравлических приводов наведения орудия на танк поставили электронные, а один спаренный пулемет поменяли телескопическим прицелом. Танк оснастили стереоскопическим дальномером, имеющим автоматическую передачу данных в баллистический вычислитель наводчика. Из командирской башенки был убран 12,7-миллиметровый пулемет. Много заморочек принес особый дефлектор дульных газов, который также являлся дульным тормозом. Основное предназначение дефлектора – уменьшение облака пороховых газов, грязищи и пыли, которое создавал
ось во время выстрела из такового массивного орудия, которое фактически закрывало наводчику цель. От дефлектора толку оказалось не достаточно, потому его скоро совершенно сняли.

Новый вариант, который получил обозначение М103А1, вполне удовлетворял выдвигаемым требованиям, но она не подразумевала заказывать томных танков. Положение выручило то, что Корпус морской пехоты заказал переделку 219 танков Т43 в М103А1. Все заказанные новые танки были поставлены до июля 59-го года. Правда, армия, оставаться в стороне не желала и "заняла" 72 танка М103А1 у морских пехотинцев.

М103 - венец американских тяжелых танков

Корпус морской пехоты в 1961 году решил переоборудовать М103А1 под дизельные движки Континентэл AVDS-1790-2A. При всем этом припас хода возрос до 480 км. Танки также оборудовали системой уменьшения заметности в инфракрасном спектре. Фактически стопроцентно было обновлено прицельное оборудование, добавлен инфракрасный прожектор. Новейшую версию танка под обозначением М103А2 приняли на вооружение. В августе 1962 года, после испытаний опытнейших М103А1Е1 с этими доработками, выдали заказ на переоборудования 153 машин М103А1. Еще 53 танка доработали в 1968 году. Общее число танков М103А2 совместно с опытнейшеми, составило 208 машин.

Танки M103 в составе Корпуса морпехов находились на вооружение четвертых рот в 3-х танковых батальонах и в запасных частях. На вооружении они стояли прямо до 1973 года, когда были сменены последними моделями основного танка М60.

Вообщем за весь период после войны основным побудительным мотивом в Соединенных Штатах работ по томным танкам было наличие в СССР ИС-3, а позже танков Т-10. Сами танкисты американской армии не благоволили к машинам, имеющим тяжелое бронирование – им не хватало мобильности, которая в особенности ценилась на военных учениях. Но стоило танкистам попасть под огнь врага, как сразу на машины навешивались дополнительные траки, ящики ЗИП, мешки с цементом и тому схожее, стараясь таким макаром сделать лучше защищенность машин. Подобная ситуация наблюдалась и со вспомогательным вооружением. Опыт Вьетнама показал, что зенитного пулемета калибра 12,7 мм и спаренного пулемета винтовочного калибра недостаточно для угнетения пехоты противника. В связи с этим вспомогательное вооружение старались усилить, меняя перископический прицел на спаренный пулемет. Другими словами решения, которые использовались на томном М103, вполне подтвердились в боевых критериях.

М103 - венец американских тяжелых танков

1-ое поколение боевых танков – М48 и М60 – являлось развитием средних танков времен 2-ой мировой, что добивалось в боевых порядках их дополнение более томными танками, каким был М103. Возникновение на вооружении последнего поколения основного боевого танка типа M1 практически означало реализацию требований к данному типу боевых машин как по вооружению и броневой защите, которые свойственны для томных танков, так и по подвижности, по которой новые машины фактически сравнялся с большинством образцов легких танков. Потому работы по M1 поставили логическую точку в развитии томного танкостроения США.

Тактико-технические свойства южноамериканского томного танка М103А2:
Длина – 11230 мм;
Ширина – 3630 мм;
Высота – 3560 мм;
Вес – 58,1 т;
Движок – AVDS-1790;
Мощность мотора – 750 л.с.;
Скорость – 37 км/ч;
Припас хода – 480 км;
Преодолеваемый ров – 2,6 м;
Лобовая броня (угол наклона) – 127 мм (60 град);
Бортовая броня – 51 мм;
Башня (маска орудия) – 127 мм (254 мм);
Броня крыши – 38 мм;
Броня днища – 25 мм;
Вооружение:
Орудие – М58;
Калибр – 120 мм;
Пулеметы – НВ М2 (12,7 мм) и М37 (7,62 мм);
Экипаж – 5 человек.

М103 - венец американских тяжелых танков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,115 сек. | 12.51 МБ