Когда речь входит об успешном опыте боевого внедрения войск ПВО, то в большинстве случаев приводится пример войны во Вьетнаме. На данную тему написано много книжек и статей. В связи с этим хотелось бы напомнить только некие числа, характеризующие масштаб боевых действий тех пор. За период с 5 августа 1964 г. по 31 декабря 1972 г. средствами ПВО Вьетнама был сбит 4181 южноамериканский самолет (включая беспилотные летательные аппараты и вертолеты). Из их зенитная артиллерия убила 2568 самолет (60% всех утрат авиации США). Истребительная авиация сбила 320 американских самолетов (9%), но сама при всем этом растеряла 76 боевых машин. Зенитные ракетные войска, снаряженные ЗРК С-75, сбили 1293 самолета (31%), из которых 54 составляют стратегические бомбовозы В-52. Расход ракет, включая боевые утраты и неисправности, составил 6806 штук либо в среднем 5 ракет на одну уничтоженную цель. С учетом низкой цены ракет (по сопоставлению с самолетом) это очень неплохой показатель. За всегда боевых действий авиация США смогла вывести из строя только 52 зенитных ракетных дивизиона С-75 из 95. За вклад в победу над южноамериканскими агрессорами зенитные ракетные войска Вьетнамской народной армии были удостоены звания «Род войск – герой».

От огня ЗРК С-75 США утратили во Вьетнаме 54 стратегических бомбардировщиков В-52.
В качестве антипода войне во Вьетнаме обычно рассматривают ближневосточные конфликты. На их примере пробуют показать неэффективность русских систем ПВО в борьбе с современной авиацией возможного противника. При всем этом по неведению или преднамеренно скрываются факты, приведшие к поражению арабских армий. А именно, до сего времени практически ничего не говорится о первых часах до «шестидневной войны» 1967 г. А тут есть над чем поразмыслить! Время израильского нападения, 5 июня 7.45 утра, необычным образом «совпало» с завтраком египетских летчиков на военно-воздушных базах и вылетом спецрейса министра обороны Египта на Синайский полуостров. Незадолго до начала войны президент страны Г.А. Насер получил информацию об опасности военного переворота. Типо для того, чтоб потенциальные мятежники не могли сбить борт с египетским генералитетом, в части ПВО поступила команда выключить все радиолокационные средства. В итоге 183 израильских самолета со стороны Средиземного моря смогли незамеченными пересечь египетскую границу и нанести сокрушительный бомбовый удар по военным аэродромам. Уже в 10.45 утра израильская авиация захватила полное господство в воздухе. Утрата внимательности, временное прекращение контроля за воздушным местом и откровенное предательство посреди высшего военного управления страны стали предпосылкой поражения египетской армии в процессе «шестидневной войны».
Осенью 1973 г. Египет и Сирия решили взять военный реванш. В нарушение общеарабской солидарности повелитель Иордании Хусейн предупредил управление Израиля о сроках начала военной операции. Но египтяне при помощи двойного агента в собственном правительстве смогли дезинформировать израильских военных о времени начала боевых действий. 6 октября в 14.00 египетские бойцы на десантных лодках форсировали Суэцкий канал и захватили 5 плацдармов. При помощи гидромониторов они помыли проходы в полосы Бар-Лева, которая представляла собой песчаную стенку длиной 160 км с 32 бетонными укреплениями. После чего египтяне навели понтонные мосты и устремились на Синайский полуостров. Пройдя от 8 до 12 км, египетские танки тормознули под прикрытием комплексов ПВО С-75, С-125 и «Квадрат» (экспортный вариант ЗРК «Куб»). ВВС Израиля попробовали нанести удар по египетски
м войскам, но зенитные ракетные дивизионы сбили 35 израильских самолетов. Тогда израильтяне предприняли танковую контратаку, но, оставив на поле боя 53 подбитых танка, отступили. Через один день они повторили контрнаступление, но утраты в авиации и бронетехнике оказались трагическими.
Русская школа ПВО оказалась непревзойденной.
Добившись начального фуррора, египтяне не стали развивать пришествие, потому что боялись, что их танки окажутся вне зоны деяния средств ПВО и будут уничтожены авиацией противника.
Через неделю по требованию сирийцев египетские танки все-же двинулись вперед, но 18 израильских вертолетов, снаряженных ПТУР, убили огромную часть из их. Воодушевленные фуррором, израильские спецназовцы в арабской форме проникли на другой сберегал канала и вывели из строя часть зенитных ракетных комплексов. Другой отряд замаскированного спецназа на захваченных в 1967 г. плавающих танках ПТ-76 и БТР-50П русского производства в месте стыка 2-ух египетских дивизий сумел форсировать Огромное Горьковатое озеро. После захвата плацдарма саперы навели понтонный мост. Подтянув бронетехнику, израильские танковые группы как каток прошли на юг прямо до Суэца по уцелевшим египетским зенитным ракетным дивизионам, заодно уничтожая переправы. В итоге 3-я египетская армия оказалась на Синайском полуострове без прикрытия ПВО и в полном окружении. Сейчас самолеты и вертолеты Израиля, как будто мишени на полигоне, могли безнаказанно расстреливать египетскую бронетехнику. Так появилось третье кладбище русских танков (после Курской дуги и Зеловских высот под Берлином).
Невзирая на поражение сухопутных войск Египта и Сирии и нехорошее взаимодействие ЗРВ со собственной авиацией, в целом части ПВО обеих арабских государств действовали полностью удачно. За 18 дней боев было уничтожено 250 самолетов, что составляет 43% боевого состава ВВС Израиля. Отлично зарекомендовал себя ЗРК С-125. На сирийско-израильском фронте с его помощью было сбито 43 самолета. В боевых действиях высшую эффективность подтвердили и комплексы СА-75 «Десна», при помощи которых было уничтожено 44% всех израильских самолетов. Всего на долю зенитных ракетных войск Египта и Сирии, снаряженных ЗРК СА-75, С-125 и «Квадрат» («Куб») пришлось 78% всех сбитых израильских самолетов. Лучшие результаты при всем этом проявили зенитные ракетные бригады «Квадрат» (америкосы даже просили израильский спецназ выкрасть ракету этого комплекса для исследования).
В конце 70-х г. ХХ века в разгар «холодной войны» плацдармом для нанесения еще одного удара по Русскому Союзу был избран Афганистан. В случае победы проамериканского режима в Кабуле, у США появлялась настоящая возможность, не прибегая к использованию стратегических ядерных сил, при помощи крылатых ракет и ракет средней дальности взять на прицел главные русские военные и оборонные объекты в Средней Азии и на Урале. Боясь такового развития событий, Политбюро ЦК КПСС пошло на прямое вооруженное вмешательство в афганские действия. На самом деле это привели к тому, что Русский Альянс ввязался в авантюру, схожую войне янки во Вьетнаме. Используя антикоммунистическую риторику, директор ЦРУ Уильям Кейси в мае 1982 г. смог отыскать общий язык с наследственным царевичем и будущим владыкой Саудовской Аравии Фахдом. В итоге саудиды из противников США стали их союзниками. В процессе операции «Солидарность» на каждый один бакс саудидов америкосы давали моджахедам собственный бакс. На собранные средства ЦРУ организовало массовую закупку русского орудия, сначала в Египте, к тому времени уже настроенному проамерикански. Сразу подконтрольные правительству США радиостанции «Свобода», «Свободная Европа» и «Голос Америки» производили масштабную операцию информационного прикрытия. Они внушали радиослушателям в разных странах, включая СССР, что моджахеды ведут войну орудием, приобретенным у русских офицеров, которые продают его грузовиками. До сего времени этот отлично срежиссированный миф воспринимается многими людьми как достоверный факт. Прикрываясь легендой, ЦРУ смогло сделать доставку в Афганистан спаренных зенитных установок, также переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Стингер». Как следствие, главное преимущ
ество русских войск – боевые вертолеты и штурмовая авиация – было утрачено. В войне наступил стратегический перелом и не в пользу Русской армии. Широкомасштабные поставки средств ПВО и мощная дезинформация по всему миру со стороны ЦРУ, также резкое ухудшение экономической ситуации снутри СССР, в конечном счете, вынудили русское управление вывести войска из Афганистана.

28 мая 1987 г. у стенок Кремля совершает посадку спортивный самолет Cessna-172, пилотируемый Матиасом Рустом. То, как была осуществлена эта провокация, гласит о ее кропотливом планировании. Во-1-х, полет «воздушного хулигана» был приурочен ко Деньку Пограничных войск КГБ СССР. Во-2-х, пилот Матиас Руст был отлично подготовлен к собственной миссии. Самолет был обустроен дополнительным топливным баком. Руст отлично знал маршрут, также как и где ему следует преодолевать систему противовоздушной обороны. А именно, советскую границу Руст пересекал по интернациональной воздушной трассе Хельсинки – Москва. Благодаря этому Cessna-172 был классифицирован как «нарушитель режима полетов», а не как нарушитель госграницы. Основную часть пути самолет Руста летел на высоте 600 м, в подходящих местах снижаясь до 100 м, другими словами ниже границы радиолокационного поля. Для удобства ориентации и уменьшения заметности полет проходил над стальной дорогой Москва – Ленинград. Знать о том, что контактный провод для пантографов электровозов делает сильную «засветку» и существенно усложняет наблюдение самолета-нарушителя на экранах локаторов, мог только специалист. Внедрение Рустом приемов скрытного преодоления русской ПВО привело к тому, что самолет-нарушитель был снят с оповещения на Центральном командном пт. Посадку Cessna-172 на Большенном Москворецком мосту и его следующую рулежку на Васильевский спуск снимали на кинокамеру зарубежные «туристы» типо «случайно» оказавшиеся на Красноватой площади. Проведенное Генеральной прокуратурой СССР расследование не подтвердило, что 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст был шпионом. Но анализ следующих событий прямо гласит, что спецслужбы Запада могли использовать юного пилота «втемную». Для этого сотруднику западной разведки довольно было, вроде бы случаем познакомиться со склонным к авантюрам Рустом и надоумить его на необыкновенный перелет, который сделает летчика известным на весь мир. Тот же «случайный приятель» мог невзначай дать Русту несколько проф советов, как лучше преодолеть советскую систему ПВО, чтоб долететь до Москвы. Это, конечно, версия вербовки, но многие факты указывают на то, что она близка к действительности. Во всяком случае, задачка, которую впереди себя ставили западные спецслужбы, была искрометно выполнена. Большая группа маршалов и генералов, интенсивно противостоявших М.С. Горбачеву, Э.А. Шеварднадзе и А.Н. Яковлеву, с позором была выслана в отставку. Их места заняли более послушливые руководители Вооруженных Сил СССР. Подавив при помощи Руста (а поточнее западных спецслужб) советскую военную оппозицию, М.С. Горбачеву сейчас уже было нетрудно подписать Контракт о ликвидации ракет наименьшей и средней дальности (РМСД), что он и сделал в Вашингтоне 8 декабря 1987 г.
При помощи «полета Руста» была достигнута и еще одна цель. Страны НАТО практически обосновали, что система ПВО Русского Союза, отвечавшая всем наилучшим аспектам периода Величавой Российскей войны и послевоенного времени, к середине 80-х годов ХХ века морально устарела. Так, истребители-перехватчики Су-15 и МиГ-23 на собственных прицелах не «видели» на фоне земли маловысотную, малоразмерную и малоскоростную цель Cessna-172. Не имели они и технической способности сбавить скорость собственного полета до малой величины, которую имел спортивный самолет Руста. Два раза «МиГи» пролетали над самолетом-нарушителем, но так и не смогли найти его на экранах собственных радиолокационных прицелов и перехватить из-за большой различия в скорости. Только старший лейтенант Анатолий Пучнин сумел зрительно (а не на дисплее бортовой РЛС) увидеть зарубежный самолет и готов был его убить. Но приказ на открытие огня так и
не поступил. Скандальный полет М. Руста показал, что южноамериканские крылатые ракеты, имевшие по многим характеристикам схожие с Cessna-172 свойства, сумеют достигнуть Столичного Кремля. Встал вопрос о срочном перевооружении Войск ПВО. Зенитные ракетные части ускоренно оснащаются ЗРС С-300. В это время авиация ПВО интенсивно дополняется истребителями-перехватчиками Су-27 и МиГ-31. Поступавшая в войска боевая техника могла отлично биться не только лишь с самолетами 4-го поколения, да и с основными типами крылатых ракет. Но настолько дорогостоящие программки перевооружения были уже не по силам смертельно нездоровой русской экономике.

На Ближнем Востоке отлично зарекомендовал себя ЗРК С-125.
Вывод из полета М. Руста Политбюро ЦК КПСС сделало поразительный. Войска ПВО, как вид Вооруженных Сил СССР, были лишены самостоятельности и практически ликвидированы, что до сего времени является одним из наилучших «подарков» для всех наружных противников Рф. Более чем на полгода главным занятием военнослужащих противовоздушной обороны стала не боевая подготовка, а чистка прилегающего к местности воинских частей леса от старенькых деревьев и кустарников.
Долголетнее игнорирование требований времени и некомпетентность были главной заболеванием многих политических и военных управляющих Русского Союза. А именно, скопленный к началу 80-х годов ХХ века опыт боевых действий на Ближнем Востоке показал, что перевозимые зенитные ракетные комплексы и радиолокационные станции из-за собственной низкой мобильности очень нередко становились легкой добычей противника. А именно, еще 7-11 июня 1982 г. мощная стационарная группировка ПВО Сирии «Феда», расположенная в равнине Бекаа (Ливан), во время израильской операции «Арцав-19» была уничтожена неожиданным ударом ракет «земля – земля», также огнем дальнобойной и реактивной артиллерии, применившей шариковые и кассетные боеприпасы с инфракрасным и лазерным наведением. Для обнаружения сирийских зрдн авиация Израиля использовала имитаторы неверных целей и беспилотные летательные аппараты (БЛА) с телекамерами на борту. Обычно, самолеты не заходила в зону поражения ЗРК, а наносили удары с большой дальности при помощи высокоточных управляемых либо самонаводящихся ракет (скоро русские оборонщики научились перехватывать у израильтян управление ракетами с телевизионной системой наведения и БЛА, сумев высадить во дворе миссии Головного военного советника один из беспилотников).
Такая ракета не оставляла никаких шансов на спасение израильским летчикам (ЗРК «Квадрат»).
Более удачно действовали израильтяне и против сирийской авиации. По окончании боевых действий америкосы даже окрестили свои F-16 «Убийцами «МиГов». Проведенная Израилем операция против ПВО и ВВС Сирии явилась реваншем за фактическое поражение в октябре 1973 г., когда сирийские средства противовоздушной обороны нанесли противнику суровое поражение.
И Израиль, и США до сего времени гордятся собственной победой в равнине Бекаа. Вот только обе страны умалчивают, как по сути она им досталась. А причина фуррора действий израильской авиации кроется не в беспомощности русских систем ПВО, а в удачной спецоперации ЦРУ. В протяжении 7 лет южноамериканская разведка получала совсем секретную информацию от предателя Адольфа Толкачева. Он занимал должность ведущего конструктора в одном из столичных НИИ и был связан с разработкой радиолокационных прицелов для «МиГов», систем наведения для зенитных ракет, ракет класса «воздух – воздух», также новой системы опознавания. По оценкам янки, предатель сберег для США приблизительно $10 миллиардов., в то время как его услуги обошлись ЦРУ в $2,5 млн. Зная конструктивные особенности (на экспортных ЗРК не устанавливалась аппаратура защиты от пассивных помех – СДЦ) и рабочие частоты русской боевой техники, находившейся на вооружении сирийских частей ПВО и ВВС, израильская армия смогла просто нейтрали