МиГ-25 появился очень поздно?

МиГ-25 появился слишком поздно?

В конце 50-х годов ХХ века совсем сформировался «новый мировой порядок» — две сверхдержавы сошлись в смертельной схватке за право быть единственным победителем. Пентагон серьезно дискуссирует план «Dropshot» — ликвидирование с воздуха 300 больших городов Русского Союза. СССР готовит в Арктике аэродромы подскока для собственных бомбардировщиков – реальный шанс достать до Америки. О времена, о характеры!
8 мая 1954 года целый авиаполк МиГ-15 неудачно гонялся над Кольским полуостровом за RB-47E — разведывательной модификацией бомбовоза B-47 «Stratojet». Перехватить самолет, не имея достоинства в скорости и без внедрения ракет «воздух-воздух» — гиблое дело. Золотое время бомбардировочной авиации! Сама логика схожих «инцидентов» давала подсказку, что необходимо забираться выше и/либо лететь резвее – тогда у летчиков вообщем не будет никаких заморочек с преодолением ПВО «вероятного противника». В то время южноамериканские конструкторы сделали целую линейку боевых самолетов, нацеленных на применение на сверхзвуковых скоростях и заоблачных высотах полета.

Флот заказал для собственных авианосцев партию ударных самолетов А-5 «Виджилэнти» — тяжелое «шило с ядерной начинкой» было способно идти на сверхзвуке в крейсерском режиме и забираться в динамическом прыжке на высоту 28 км, при всем этом оставаясь специфичной машиной палубного базирования.

ВВС заказали у авиастроительной компании «Конвэр» сверхзвуковой далекий бомбовоз B-58 «Хастлер» («Наглец»), ставший одним из самых дорогих самолетов в истории авиации (1 кг конструкции «Хастлера» превосходил по цены 1 кг незапятнанного золота).
Вторым мега-проектом ВВС стал сверхзвуковой высотный стратегический бомбовоз ХВ-70 «Валькирия». Металлической монстр взлетной массой 240 тонн был должен на 3-х скоростях звука пронзать систему ПВО СССР и с высоты 20 км обрушивать 30 тонн собственного смертоносного груза. «Валькирия» перевоплотился в ужас для ее разработчиков, две построенные машины так всех достали, что их списали к чертовой мамы, так и не поставив на вооружение.

МиГ-25 появился слишком поздно?

Полет "Валькирии"

Не осталось в стороне и ЦРУ, по заказу которого был сотворен одиозный высотный лазутчик U-2 «Дрэгон лэди». Машина не блестела скоростью – всего 800 км/ч, зато какая высота полета! Это нечто – мотопланер забирался на 25-30 км и мог там висеть по 7 часов.
Фуррор U-2 послужил основой для сотворения еще больше отмороженного самолета А-12 по проекту «Архангел». А еще через пару лет на замену сверхзвуковым высотным лазутчикам А-12 пришел новый разведывательный самолет – SR-71 «Черный дрозд», летавший вообщем за гранью вероятного.

Российский сюрприз

Для противодействия этой армаде упырей ОКБ А.И. Микояна в 1961 году приступило к реализации идеи стратосферного перехвата. Приобретенный к тому времени научный и технический задел позволял русским конструкторам сделать уникальный авиационный комплекс, снаряженный массивным радиолокатором и ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Будущий истребитель-перехватчик был должен развивать трехкратную скорость звука и поражать цели на высоте до 25 тыщ метров. Одним из важных требований проекта было обеспечение надежности и простоты эксплуатации машины в критериях строевых частей ВВС, на самых обыденных военных аэродромах, разбросанным в величавом огромном количестве на просторах СССР.
Суровой неувязкой было преодоление термического барьера – на скорости 2,8М корпус самолета одномоментно разогревался до 200°С, а выступающие части и кромки крыльев еще посильнее – до 300°C. При таких температурах алюминий теряет свои прочностные характеристики. Основным конструкционным материалом МиГ-25 была выбрана сталь (80% конструкции). На долю алюминия пришлось всего 11%, другие 8% — титан. По этому показателю МиГ-25 уступал только макету бомбовоза «Валькирия», конструкция которого на 90% была сделана из стали.

Работы по созданию МиГ-25 шли полным ходом – 1-ые два макета поднялись в воздух уже в 1964 году. Но потом последовала полоса неудач: в 1967 году при установлении рекорда умер ведущий испытатель Игорь Лесников, через год в кабине многообещающего самолета сгорел командующий ПВО генерал Кадомцев. Летчики не напрасно дали свои жизни Родине – испытательные полеты супер-перехватчика длилось, в 1969 году МиГ-25 в первый раз сделал перехват воздушной цели при помощи ракеты Р-40Р (индекс «40Р» значит радиолокационную ГСН, была еще другая Р-40Т с термический ГСН). В апреле 1972 года истребитель-перехватчик МиГ-25П был принят на вооружение. Серийный выпуск самолетов развернули чуток ранее — в 1971 г. на Горьковском авиационном заводе (сейчас Нижегородский муниципальный авиазавод «Сокол»).

Критика

16 января 1970 года сделал собственный последний полет бомбовоз B-58 «Хастлер». В феврале 1969 года загнулся проект XB-70 «Валькирия». В 1963 году в связи с возникновением баллистических ракет подводного базирования «Полярис» ВМС США отказались от размещения ядерного орудия на палубах авианосцев, переоборудовав свои ударные А-5 «Виджилэнти» в далекие лазутчики.
Авиация быстро уходила из стратосферы на малые высоты. 1-ый тревожный сигнал для авиаторов поступил в 1960 году, когда над Свердловском огнем ЗРК С-75 был сбит мистер Пауэрс. Война во Вьетнаме отдала совсем осознать – на огромных высотах нет спасения от зенитных ракет. Самолет просто находится и сбивается; ни сверхзвуковая скорость, ни предельная высота полета не помогают – зенитная ракета все равно летит резвее.

МиГ-25 появился слишком поздно?

Тактический бомбовоз F-111

Когда в СССР проектировался высотный перехватчик МиГ-25, в США работали над принципно другим самолетом – тактическим бомбовозом F-111 «Aardvark»; обе машины сделали собственный 1-ый полет в 1964 году. Основной «фишкой» F-111 был прорыв ПВО на максимально малых высотах. Вначале F-111 создавался как многообещающий истребитель для ВВС и флота, но бомбовая нагрузка в 14 тонн, крыло с изменяемой геометрией, экипаж из 2-х человек и совершенный прицельно-навигационный комплекс «подсказали» правильное применение для этой машины. Все же, в ее заглавии закрепился истребительный индекс «F» («fighter»).

На 3-х скоростях звука нереально найти точечную цель и нанести по ней удар. Ударные самолеты и самолеты огневой поддержки предпочитали действовать на малых скоростях и маленьких высотах. В итоге появился целый класс дозвуковых ударных машин, отличающихся высочайшей эффективностью при работе по точечным целям – палубный штурмовик А-6 «Интрудер», противотанковый штурмовик А-10, неуязвимый русский Су-25 «Грач»… Все войны недавнешнего прошедшего подтвердили эту теорию – во время «Бури в пустыне» боевая авиация не летала выше 10 км, а в большинстве случаев высота полета измерялась несколькими сотками метров.

По воззрению многих профессионалов, высотный перехватчик МиГ-25 вправду не имел соперников, потому его способности остались невостребованными. Самолеты, против которых он создавался, отлетались в 1950-1960 годы. Серийное создание МиГ-25 началось в 1971 году и длилось до 1985 года, выстроено 1186 единиц. Приблизительно в это время в 1974 году был принят на вооружение палубный перехватчик 4-ого поколения F-14 «Томкэт». А в 1976 году на вооружение поступил F-15 «Игл», еще больше современный истребитель 4-ого поколения.

МиГ-25 появился слишком поздно?

Самолет завоевания приемущества в воздухе F-15 "Eagle"

В США вообщем не было истребителей 3 поколения, схожих русским МиГ-23 и МиГ-25. Последующими после «Фантома», которого относят к поколению 2+, в серию пошли F-14, F-15 и F-16. 4-ое поколение истребителей отличалось от предшественников более равновесными ТТХ. Произошел перелом во взорах военных авиаторов: погоня за скоростью (у F-15 она ограничена 2,5 скоростями звука) сменилась рвением достиг

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,120 сек. | 12.54 МБ