Потребности в структура личности человека-2

Ряд авторов (Обуховский, 1981; Немчин, 1983) указывают на то, что некоторые психические состояния, например состояния нервно-психического напряжения, тревоги, астении и др., возникающие при неудовлетворении потребностей, могут становиться менее интенсивными и редуцироваться по мере удовлетворения данной потребности. Психические состояния, сопровождающие потребности на начальных этапах их формирования, отражают не только динамическую сторону потребностей, но и в определенной мере их обобщенное содержание. Этапы бессодержательного нервно-психического напряжения, тревоги, фрустрации, снижения настроения и т. д. практически очень кратковременны и быстро уступают место более или менее осознанным, с точки зрения предмета потребности, переживаниям. Та или иная потребность всегда эмоционально окрашена и включает в себя если не какой-либо конкретный предмет или причину состояния, то обязательно характеристики его модальности и степени выраженности. Каждое из этих не вполне осознанных переживаний потребности, и в первую очередь состояния нервно-психического напряжения, особенно интенсивного или экстенсивного (см.: Немчин, 1983), побуждает человека к действиям, направленным на удовлетворение потребности каким-либо способом даже в тех случаях, когда предмет потребности не осознан. В таких случаях человек стремится избавиться от дискомфортного состояния.
У нормального, психически здорового человека процесс преобразования так называемых первичных потребностей во вторичные и формирования духовных потребностей осуществляется по восходящей линии, т. е. от низших потребностей к потребностям более высокого ранга. В случаях аномального развития потребностей и при различных болезненных состояниях этот процесс искажается: он либо становится статичным, застывшим на каком-то определенном уровне (при задержках индивидуального развития), либо приобретает характер обратного развития, т. е. регресса. Именно такой процесс обратного развития потребностей происходит при алкоголизме. В этом случае по мере прогрессирования патологических явлений, при соответствующих изменениях личности, мотивационно-потребностная сфера человека регрессирует и имевшие место в преморбиде высшие, например, эстетические, нравственные, моральные, этические, творческие и другие социально позитивные потребности постепенно (а иногда очень быстро) уступают место более низким побуждениям. Снижение ранга побуждений связано с нарушениями опосредования прямых желаний, например, таких, как желание привести себя в состояние алкогольного опьянения, испытать присущие этому состоянию ощущения, т. е. наиболее простым способом удовлетворить какие-то другие неудовлетворенные потребности.
В процессе осознания, трансформации потребностей в мотивы происходит понимание субъектом предмета потребности. Однако этот процесс не завершается на этапе удовлетворения потребности, он продолжается дальше, и на следующем этапе начинается формирование новой актуальной потребности, требующей своего удовлетворения. Актуализация новых потребностей на фоне угасания уже удовлетворенных есть естественный диалектический процесс динамики потребностей.
Онтогенетические особенности мотивационно-потребностной сферы человека характеризуются прежде всего тем, что потребности ребенка и потребности взрослого человека существенно различаются. Это в первую очередь объясняется разным уровнем индивидуального развития ребенка и взрослого. Потребности ребенка в отличие от потребностей взрослого человека характеризуются упрощенной структурой, меньшим разнообразием, моно- или олигоуровневостью, недостаточной дифференцированностью, кондиционностью, рядоположенностью (Божович, 1968). Потребности ребенка также отличаются слабостью контроля над побуждениями, неустойчивостью, редуцированностью опосредования и более длительными сроками опредмечивания.
Примерно такими же характеристиками отличаются и потребности подростков, однако они выступают в значительно более драматизированной форме: особенно напряженны и требуют быстрейшего удовлетворения. Это связано с тем, что у подростков начинают появляться более высокие по уровню развития потребности, требующие более тонко дифференцированных и в то же время сложных, недоступных еще подросткам средств удовлетворения. Поэтому их потребности характеризуются не только повышенной напряженностью, но и меньшей стабильностью, меньшей подчиненностью рациональному контролю. Слабо развитая способность к саморегуляции ставит подростков в более сложные условия по сравнению со взрослыми людьми при удовлетворении потребностей. Именно подростковый возраст является особенно опасным в отношении быстрого развития и злокачественного течения пристрастия к   алкоголю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,118 сек. | 11.84 МБ