Потребности в структура личности человека-3

Весьма важным в психологии мотивационно-потребностной сферы является вопрос о Содержательной характеристике как критерии классификации потребностей. К настоящему времени можно привести несколько примерев таких классификаций. Б. Ф. Ломов [1984] полагает, что все потребности человека могут быть разделены на две большие группы: базовые и производные. В первую группу входят потребности в материальных условиях и средствах к жизни, в общении, познании, деятельности и отдыхе. К производным потребностям автор относит потребности эстетические, нравственные, морально-этические, потребность в информации и др.
В. Г. Асеев [1976], например, считает, что все разнообразие высших потребностей можно классифицировать следующим образом: 1) потребность в трудовой деятельности; 2) потребность в актуализации творческих потенциалов личности; 3) потребность в общении с окружающими людьми (сюда относятся так называемые аффилиативные потребности); 4) эстетические потребности; 5) нравственные и морально-этические потребности; 6) потребности в познании окружающего мира (когнитивные потребности).
Одним из наиболее выразительных примеров развития потребностей от низших к высшим является потребность в поисках «смысла жизни» (Обуховский, 1981). «Смысл жизни» при этом понимается различно разными людьми. В одном случае это понятие включает в себя напряжение духовных сил, связанное с необходимостью определить принципиальные, социально позитивные цели своей жизни и деятельности; в другом случае содержание основных, доминирующих потребностей связано с достижением материальных благ и личного благополучия, с потребительством. Иногда смысл жизни сужается до потребности лишь в той деятельности, которая направлена на удовлетворение временной, но весьма интенсивной потребности, например в употреблении алкоголя.
В зарубежной литературе проблема классификации   потребностей также занимает видное место. 3. Фрейд выделяет  две основные потребности человека: потребность в удовлетворении либидо, в получении удовольствия, т. е. гедонистическая потребность (удовлетворяемая главным образом   через   реализацию полового влечения), и потребность в разрушении — агрессивная потребность. Оба эти вида считаются 3. Фрейдом   врожденными, биологически обусловленными, фатальными. Абсолютизация и генерализация этих потребностей привела автора к чрезмерному распространению принципов удовольствия — неудовольствия, к глубоким ошибкам, получившим отрицательную   оценку даже среди его ближайших учеников. Психоанализ является, пожалуй, самой крайней точкой зрения в определении   развития мотивационно-потребностной сферы, как чисто биологического, врожденного продукта, не связанного изначально с социальными условиями. В соответствии с такой   позицией   приверженцы психоанализа утверждают, что у больных алкоголизмом в основе их пагубной привычки лежат отнюдь не социальные факторы, а вытесненное стремление к наслаждению, суррогатом которого является алкоголь. Внутренняя противоречивость влечения к алкоголю заключается в том, что при   выступающем   на первый план стремлении к получению   удовольствия,   вторым, более глубоким планом этого пристрастия является саморазрушение (аутоагрессия) и, таким образом,   реализуется   второй психоаналитический принцип.
В соответствии с психоаналитической концепцией А. Адлера (Adler, 1927), врожденной и ведущей, т. е. выступающей в качестве основы поведения личности, является аффилиативная потребность. Нарушение врожденной потребности человека в общении, активном взаимодействии с окружающими порождает у него при столкновении с недоверием и отчужденностью с их стороны чувство малоценности и идущее вслед за ним стремление к компенсации и сверхкомпенсации. А. Адлер, особенно в своих последних работах, все больше и глубже уходил в психологизацию объективных социальных явлений, происходящих в реальном мире, в частности ошибочно считая аффили-ативную потребность врожденной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,128 сек. | 12.51 МБ