Потребности в структура личности человека-5

Один из создателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу (Maslow, 1954) утверждает, что в основе всей человеческой жизни лежит потребность в самоактуализации. Нет, по-видимому, сомнений в том, что каждая здоровая, психически нормальная личность действительно всю жизнь занимается самоактуализацией. Однако этот процесс в противовес утверждению А. Маслоу, на наш взгляд, не является врожденным, а, напротив, он социально обусловлен. Именно социальные условия требуют от человека такой деятельности, в процессе которой реализуются способности человека: удовлетворяются его потребности и происходит самоактуализация личности. Степень полноты реализации способностей человека в полной мере зависит от условий, в которых протекает его деятельность.
А. Маслоу считает, что расположенная на вершине   иерархической «пирамиды» потребностей потребность в самоактуализации существует для удовлетворения социальных потребностей не столько высшего порядка, сколько нижележащих   «этажей». Положение А. Маслоу об иерархичности структуры потребностей вносит позитивный вклад в понимание структуры   этой   важной психологической характеристики  человека и может стать одной из отправных точек в построении классификации  потребностей. А. Маслоу приводит четыре основных   потребности   человека, составляющие упоминавшуюся выше «пирамиду»: 1) физиологические потребности (например, голод, жажда, половая потребность). Ошибка здесь состоит не в признании этих потребностей как таковых, а в том, что, как считает автор, именно   эти   потребности лежат в основе всех остальных, более высоких уровней мотивации и обслуживаются ими; 2) потребность в физической безопасности. По существу это тоже   биологическая   потребность, но автор относит ее к другому классу не  случайно. Он имеет в виду прежде всего не физическую, а   социальную безопасность. Такое признание социальной безопасности и отнесение ее к рангу ведущих потребностей несомненно является признаком   социально-биологического   редукционизма и, возможно, биологизации социальной жизни. Клиническая практика, и в частности клиника неврозов, дает убедительные доказательства глубоких различий между этими двумя понятиями; не случайно в клинике неврозов выделяются не только танатофобии, но и социофобии; 3) аффилиативная  потребность, т. е. потребность в социальном общении,   взаимодействии с   различными группами, общностями, отдельными людьми. Эта   потребность относится к числу наиболее острых в связи с прогрессирующей разобщенностью  людей;  4) потребность в  самоактуализации. Эту потребность А. Маслоу относит к наиболее значимым, специфически человеческим потребностям. Из приведенной   выше классификации видно, что автор все же отрывает потребности от их социальной обусловленности. Многие из указанных и других потребностей считаются явлениями, возникающими, формирующимися и развивающимися вне связи с конкретными общественными явлениями, с теми условиями, в которых   живет человек.
По мнению К. Роджерса (Rogers, 1965), в основе поведения личности лежит потребность в самореализации (самовыражении, самоутверждении), нарушение или искажение которой может привести к развитию невроза.
Классификация потребностей, по Ж. Нюттену (Nuttin, 1976), включает в себя три основные группы: во-первых, потребность в биологическом контакте с действительностью, направленная на установление гомеостаза. Во-вторых, потребность в психосоциальном контакте с действительностью: в установлении стабильности «Я-образа» личности и в поддержании этого состояния. (Алкогольное опьянение в   данном   случае   способствует формированию иллюзии о прочности такого контакта и стабильности «Я-образа». Но это не более чем иллюзия, в связи с тем, что в действительности алкоголизация приводит как раз к разрушению «Я-образа» и, следовательно, к деградации личности). В-третьих, так называемая потребность «экзистенциального характера», сущность которой состоит в поддержании универсальной интеграции личности. Понятие «универсальная интеграция» Ж. Нюттен (Nuttin, 1976) рассматривает как такой способ существования,  который не связан с  обремененностью человека какими-либо недостижимыми целями, озабоченностью неопределенным будущим. Не случайно поэтому в комплексе психотерапевтических средств врачей,  стоящих на позиции экзистенциализма, важное место занимает работа, направленная на снижение ранга выдвигаемых целей и задач, обретение новых  более реальных ценностей. Признавая три   выделенные   потребности фатальными, врожденными, имманентными, Ж. Нюттен,   таким образом, также не избегает редукционистской ошибки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,151 сек. | 12.54 МБ