Правильное дыхание залог здоровья-3

Есть еще одно заболевание легких, которое протекает длительно и вызывает необходимость заниматься с детьми дома дыхательной гимнастикой. Это — плеврит. Он может быть экссудативным и гнойным. При любой форме занятия дыхательными упражнениями способствуют предупреждению спаечных процессов, ликвидации образовавшихся спаек и сращений в грудной полости, предупреждению деформации грудной клетки, улучшают кровообращение в легких и плевре и восстанавливают функцию дыхания.
При этом заболевании наиболее эффективны односторонние движения (наклоны туловища, повороты и т. п.), выполнение которых вызывает максимальное растяжение межреберных промежутков на той стороне грудной клетки, где было поражение плевры и легких. Большую пользу приносят упражнения с гимнастическими палками, булавами, мячами. По мере того как ребенок выздоравливает, необходимо включать в тренировку ходьбу, бег, передвижение на лыжах, греблю и другие виды спорта. Но приступать к занятиям физическими упражнениями можно только через месяц после начала заболевания сухим плевритом и через полтора месяца после экссудативного. Дыхательные упражнения способствуют развитию органов дыхания и общему укреплению организма. Очень широко применяется лечебная физкультура у детей при туберкулезе легких. Занятия лечебной гимнастикой помогают улучшать газообмен в легких, изменять в необходимом направлении минеральный обмен и повышать иммунитет, то есть устойчивость организма против заболеваний.
Детям, больным туберкулезом легких, лечебная физкультура показана при всех закрытых и открытых формах, конечно при устойчивой температуре тела и если отсутствуют вспышки и резкое истощение. Кроме лечебной гимнастики с такими детьми необходимо использовать все многообразие закаливания естественными факторами природы, гигиенический, двигательный режим и трудовую терапию.
Мы не приводим специальных упражнений, так как в различных стадиях заболевания туберкулезом применяются, как правило, общеразвивающие физические упражнения, только степень нагрузки меняется в зависимости от возраста детей и их физической подготовленности.
Правильнее всего строить занятие так: начинать с ходьбы по комнате или на месте в течение 1,5—2 минут, затем выполнить упражнение в потягивании для верхних конечностей, потом для нижних (поочередное сгибание ног, приседание). После этого — упражнение для туловища (наклоны вперед или в стороны), потом опять движение для рук, ног и заключительная ходьба в течение 2,5—3 минут. Перед ходьбой хорошо в течение 30—40 секунд побегать по комнате или на месте, постепенно переходя на ходьбу. Выполняя упражнения, надо глубоко и ритмично дышать, сочетая вдох с подниманием рук в стороны и вверх, а выдох — с опусканием рук вниз и «выжиманием» воздуха из грудной клетки.
Исключительно большое значение имеет обучение детей правильному дыханию. Самое главное — научиться дышать носом, который задерживает пыль, увлажняет, согревает и обезвреживает вдыхаемый воздух, защищая организм от заболеваний.
Вспоминаю двух своих маленьких пациентов, которых я долго наблюдала и лечила. Однажды шестилетний Миша Карпов, войдя с матерью ко мне в кабинет, тяжело и надсадно закашлялся. Потом медленно поднял голову, с трудом отдышался и посмотрел на меня не по-детски серьезно, испуганными глазами.
Я сразу поняла, чего он боится,— повторения приступа. Мать ребенка рассказала, что подобные мучительные приступы удушья повторяются у Миши по одному-два раза в месяц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,148 сек. | 11.4 МБ