Овуляция сопровождается значительным (в 20 и более раз) повышением секреции прогестерона во вторую фазу менструального цикла по сравнению с его уровнем во время первой фолликулиновой фазы цикла. Параллельно с этим изменением повышается и экскреция метаболита прогестерона (прегнандиола) с мочой. Показатели содержания прогестерона в плазме крови, превышающие 10 нг/л, и прегнандиола в моче 2 мг/сут, как правило, свидетельствуют об овуляции.
В последние годы выяснена роль гормона гипофиза пролактина в генезе эндокринного бесплодия у женщин.
Работами ряда зарубежных и отечественных авторов было показано, что повышенный уровень пролактина (гиперпролактинемия) приводит к стойкой ановуляции и бесплодию. При этом установлено, что у большинства больных гиперпролактинемия обусловлена функциональными изменениями в гипоталамо-гипофизарной системе. Однако в некоторых случаях она связана со специфической опухолью гипофиза. Решающим в постановке этого диагноза являются рентгенологические исследования черепа. Вероятность наличия опухоли более высока при значительном повышении уровня пролактина. При выявлении опухоли гипофиза больные направляются для дальнейшего обследования и лечения в нейрохирургические учреждения.
По классификации ВОЗ (1976 г.) больные с бесплодием в зависимости от уровня гонадотропных гормонов в плазме крови разделяются на 7 групп. Такой системный подход к диагностике бесплодия позволяет произвести быстрое обследование и целенаправленный отбор больных для последующего лечения.
Работами последних лет показана также роль нарушений функций щитовидной железы в возникновении эндокринных форм бесплодия. В этой связи помимо общепринятого клинического исследования железы у данного контингента больных необходимо исследовать ее функцию.
Общеизвестна роль нарушения функции надпочечников в генезе бесплодия женщины. Повышение секреции андрогенов корой надпочечников нередко приводит к нарушению менструального цикла в виде аменореи, гирсутизма и бесплодию. Об андрогенной функции надпочечников судят по определению тестостерона в плазме крови и уровню 17-кетостероидов в суточной моче.
Важную роль в изучении характера бесплодия играет характеристика цервикальной слизи и определение степени проникновения спермы в цервикальный канал. С этой целью используется несколько тестов. Наиболее распространена проба Шуварского—Гуннера (посткоитальная проба), основанная на определении подвижности сперматозоидов в слизи шейки матки. Исследование проводится перед овуляцией, когда отмечается наибольшее выделение слизи и зияние цервикального канала. Перед проведением пробы рекомендуется воздерживаться от половых сношений в течение 2—3 дней. Слизь, полученную из шейки матки, помещают на предметное стекло и исследуют под микроскопом, определяя в ней число сперматозоидов и их подвижность. По мнению большинства исследователей, при определении в каждом поле зрения 10 и более подвижных сперматозоидов цервикальный фактор (как причину бесплодия) с большой долей вероятности можно исключить.
Если сперматозоидов в шеечной слизи нет или они неподвижны, пробу оценивают как отрицательную. Что же может являться причиной отрицательной пробы? Причины эти разнообразны: отсутствие сперматозоидов в мужском эякуляте, воспалительные процессы шейки и влагалища, нарушение свойств шеечной слизи, обусловленное гормональными нарушениями, иммунологические факторы.