Проблема личности в медицинской психологии-1

Следующий аспект оценки роли личности в медицинской психологии связан с ее содержанием и с включенностью в состав этой дисциплины проблемы личности. По мнению наиболее авторитетных исследователей (Мясищев, 1960а; Карвасарский, 1982), в нее входят в качестве составных частей психоневрология, патопсихология, психосоматика, медико-психологические аспекты соматической медицины, а также проблемы дефектологии и травматологии. Кроме того, содержание медицинской психологии включает в себя психогигиену как весьма важную и мало разработанную специалистами область психологического знания, психопрофилактику, а также психокоррекцию, понимаемую в достаточно широком смысле слова, т. е. психотерапию, психологические аспекты реабилитации и социально-трудовой адаптации. В каждом из этих разделов медицинской психологии проблема личности является одной из центральных.
Так, например, в психоневрологии, содержащей в качестве основной проблему неврозов и пограничных психических состояний, личность как предмет психологического исследования занимает ведущее место. Главное значение имеет изучение условий формирования личности, факторов, отрицательно повлиявших на развитие системы отношений и, в частности, на формирование ее искажений и дисгармоний. Такие нарушения системы отношений личности представляют собой основу для возникновения трудностей в общении, трудовой деятельности и жизни в целом, приводящих в конце концов человека к неврозу. Сущность дисгармоничных отношений человека, страдающего неврозом, состоит прежде всего в наличии у него внутриличностного конфликта, который обнаруживает себя теми или иными симптомами, в условиях индивидуально значимого психотравмирующего воздействия. Так, для истерического невроза характерен конфликт между экспектациями личности и отсутствием их удовлетворения. При этом конфликт характеризуется не столько количественными, сколько качественно-специфическими особенностями, в частности, не имеет особого значения, насколько велики или интенсивны эти экспектации. Главное заключается в том, что в реальной жизненной ситуации нет достаточных предпосылок для удовлетворения требований или ожиданий больного. Вектор требований личности при истерии направлен вовне. Драма больного истерией в том, что он не понимает и не желает понять, что его требования к окружающим, его претензии не просто необоснованны, но и принципиально неудовлетворимы.
При неврастении конфликт имеет принципиально иной характер. В данном случае речь идет о несоответствии объективных или субъективных требований среды и самого больного к себе как к личности и индивиду. Таким образом, вектор конфликта при неврастении направлен вовнутрь: требования больного к себе (так же как и окружающей среды к нему) превышают его реальные возможности в плане разрешения ситуации. Если учесть, что больные неврастенией имеют объективно низкий энергетический потенциал, но отличаются нередко высокими моральными качествами (трудолюбивы, обязательны, конформны), то их истощение происходит достаточно быстро даже при наличии объективно умеренных требований среды.
При обсессивном неврозе (неврозе навязчивых состояний), характеризующемся противоречивостью основных тенденций и потребностей больного, сформированных в ходе противоречивого воспитания, создается субъективно неразрешимая ситуация, при которой больной прибегает к попыткам символического удовлетворения и тех, и других потребностей. В процессе развития такого невроза личность постепенно формирует комплекс (нередко очень сложный) действий-субститутов, позволяющих создать, по крайней мере, иллюзию примирения указанных выше противоречивых потребностей. Бесконечное повторение таких действий составляет основу феноменологии невроза навязчивых состояний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,145 сек. | 11.43 МБ