Проблема мотивов в психологии личности-2

При изучении мотивов человека необходимо дать специальную оценку ряду важных мотивационных характеристик. Во-первых, это оценка или определение содержания мотива как смысловой единицы. В этом отношении следует сказать, что разнообразие содержаний или смыслов мотивов чрезвычайно велико. Собственно, их столько, сколько различных вариантов конкретных отношений «индивид-среда», т. е. фактически их бесконечное множество. Таким образом, классификация мотивов по содержанию чрезвычайно затруднена, и, по-видимому, здесь уместны прежде всего тщательные описания отдельных случаев, так называемых case hystory.
Мотивы несут в себе глубокий отпечаток человеческой индивидуальности, того своеобразия личности, которое делает ее неповторимой. Даже в случаях идентичности целей, стоящих перед людьми, каждая из них отличается от другой специфическими, индивидуальными характеристиками мотивов, их модальностью, интенсивностью, генерализованностью, связью с возрастными, половыми и физическими характеристиками и т. д.
Начальное эмпирическое исследование мотивов должно предусматривать выявление: 1) ведущих, главных, определяющих поведение и деятельность человека, особенно в данный исследуемый момент; 2) второстепенных,  подчиненных ведущим, и 3) мотивов более низкого ранга. С другой стороны, построение иерархии мотивов не должно устранять задачи исследования динамики мотивов, т. е. определения перспективы дальнейшего развития этой структуры, в которой через какой-то определенный промежуток времени на первый план могут выйти мотивы, ранее занимавшие второстепенные позиции. Но наиболее важным остается определение иерархической структуры в условиях данной конкретной деятельности на момент совершения того или иного поступка. Поведение человека не определяется всей иерархической структурой мотивов одновременно, их роль в поведении различна. Характер поведения в данный момент определяется именно теми мотивами, которые теснее всего связаны с перспективой достижения целевого состояния, овладения тем или иным объектом, получением удовлетворения.
По существу все мотивы человека так или иначе сводятся к тем мотивам, которые прямо или опосредованно связаны с воздействием внешней среды. Выделяемые при этом якобы не ситуационные, а так называемые «индивидуально-специфические», или «внутриличностные», в частности «каузально-атрибутивные» (Хекхаузен, 1986), мотивы в сущности не могут считаться имманентными, независимыми от внешней среды. Будучи психическими феноменами и в связи с этим создавая впечатление самопроизвольности, эти внутренние мотивы обязательно связаны либо с физиологическими потребностями — внешними по отношению к сознанию человека, либо с индивидуально существенными, неотъемлемыми от личности характеристиками, являющимися производными от совокупности внешних и прежде всего социально-исторических факторов. Каузально-атрибутивные мотивы, таким образом, не только связаны со специфическими особенностями личности, но и представляют собой результат так называемого собственного или «произвольного» поведения, которое основано на причинах прошлых успехов или неудач в деятельности, т. е. неразрывно связано с прошлым социальным опытом человека. Поэтому деление мотивов на ситуационные и индивидуально-специфические в значительной мере условно и логически недостаточно строго. По-видимому, более правильным было бы представить данную дихотомию как деление мотивов на «актуально ситуационные» и «исторически обусловленные».

Для ответа на главный вопрос о мотивах деятельности «Зачем, для чего совершено то или иное действие?» следует проанализировать, по крайней мере, четыре возможных варианта мотивов данного поступка. Во-первых, вариант, свидетельствующий о наличии у человека определенной, конкретной цели, сформулированной для достижения определенного результата. Во-вторых, вариант, свидетельствующий об отсутствии или нечетко выраженной цели   деятельности,   но   при   стремлении к взаимодействию с другими людьми (мотив сотрудничества). В этом случае конечная цель и ее достижение зависит не от одного данного субъекта — члена группы, коллектива, общности или сообщества в целом. Поэтому считать данный (якобы не личный) мотив более низким по рангу было бы неправильным, так как в итоге достигается конечная цель и при этом она может быть более масштабной по объему, чем цель индивидуальная. Как видно, мотив сотрудничества является не только весьма важным в структуре побудительных сил человека, но и весьма частым, особенно в таком обществе, деятельность которого в целом подчинена общим целям. Два указанных типа мотивов — индивидуальные и сотруднические, по-видимому, следует не противопоставлять один другому, а рассматривать в единстве, так как мотив сотрудничества может включать в себя понимание не только смысла своей индивидуальной деятельности, ее цели, но и той цели, которая поставлена перед группой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,108 сек. | 12.45 МБ