Проблемы содружественного косоглазия-2

Как правило, после коррекции аметропии при наличии амблиопии приступают к ее лечению (Bangerter, 1960; Birge, 1961). Для этого предложены самые разнообразные методы изолирования лучше видящего глаза — заклеивание очков, глазной щели, использование всевозможных окклюдоров. Окклюзия применяется полная или частичная, прозрачная или полупрозрачная, постоянная или временная, односторонняя или перемежающаяся, прямая или обратная с одновременной тренировкой хуже видящего глаза с помощью зрительных нагрузок и различных засветов сетчатой оболочки (Хватова, 1958; RIIse, 1961; Белостоцкий, 1962; Пильман, 1964; Аветисов, 1975; Ковалевский, 1980 и др.). В последние годы для этих целей широко применяется пенализация (от французского penalite — дозированное «штрафование» лучше видящего глаза гиперкоррекцией с одновременным медикаментозным расширением зрачка — Илчев, Луков, 1979; Даугуле, Дзелкалея, 1983). Пенализация предусматривает участие обоих глаз в акте зрения (Нифанова, 1982).
При рано примененной системе комплексного лечения амблио-пии острота зрения хуже видящего глаза достигает нормальных величин или значительно повышается (Наумова, 1983). Это создает предпосылки для участия обоих глаз в акте и развитии бинокулярного глубинного зрения (Добромыслов, 1965; Сенякина, 1975; Кадырова, 1979).
Принято считать, что приступать к занятиям с целью формирования бинокулярного зрения следует после устранения косоглазия (Пильман, Романова, 1955; Смольянинова, 1962; Хватова, 1962). В случае оперативного устранения косоглазия в послеоперационном периоде проведение ортоптических упражнений направлена на борьбу с теми же сенсорными расстройствами: амблиопией, функциональной скотомой (Ковалевский, 1969; Кащенко, Грабов-ска, 1976; Дубашова, Волошин, 1983).
Большинство исследователей единодушны в мнении, что если ношение очков и консервативное лечение не привели к симметричному положению глаз, то не следует откладывать оперативное вмешательство (Клюка, 1959; Константиновская, 1959; Пильман, 1959; Мазепа, 1967; Ковалевский, 1968; Клюка, Сердюченко, 1976).
После устранения амблиопии и косоглазия создаются условия для развития бинокулярного и глубинного зрения, которые в дальнейшем развиваются и совершенствуются (Раджабли, 1964; Зубарев, 1973). Проведение упражнений для развития бинокулярного и глубинного зрения предполагает определенный возраст. С. Worth (1905), А. Н. Добромыслов (1966), К. Е. Константиновская (1966), М. М. Тарасцова (1968), Т. П. Кащенко, А. X. Шарапова (1976) рекомендуют приступать к занятиям для развития фузии с 3, М. Pugh (1944), D. Cambell (1947) — с 5—6, G. Н. Giles (1953), Р. В. Porter (1962) — с 7—8 лет. Р. Е. Воднева (1957) утверждает, что восстановление бинокулярного зрения возможно в 11 — 15-летнем возрасте, А. В. Хватова (1954) — в дошкольном, школьном возрасте и даже в 18—20 лет и старше.
Л. А. Григорян, М. Р. Гусева (1973) приводят убедительные данные по отдаленным результатам лечения детей. Все дети получали повторные курсы лечения в спецдетсаду и постоянно наблюдались в кабинете охраны зрения детей. Анализ показал, что почти в 75% случаев у детей со сходящимся косоглазием была достигнута ортотропия, одновременное зрение получено примерно у половины детей и бинокулярное — в 41,5% случаев. Наибольший эффект оказался у детей в возрасте 3—4 лет. Подобные результаты получены В. А. Гариным и К. Ф. Ярцевой (1983).
Развитие бинокулярного зрения требует самых разнообразных методов аппаратного лечения. Упражнения можно проводить в учреждении (спецдетсад, санаторий) и в амбулаторных условиях (Добромыслов, Маймулов, 1967, 1971). Для амбулаторных занятий используется разделитель полей зрения, простой стереоскоп, решетка для чтения, прибор для испытания бинокулярного зрения и т. д. Причем врачи не имеют четкого представления о том, с какого прибора следует начинать и каким заканчивать лечение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,145 сек. | 12.43 МБ