Профессиональная переориентация и реабилитация в предпенсионном и пенсионном возрастах-1

Для теории и практики медицинской реабилитации все большее значение приобретает выяснение социальных и профессионально-производственных факторов, которые могут привести к необходимости реабилитации. Необходимо, чтобы каждый врач, кроме чисто медицинской, знал основы социальной и профессиональной реабилитации.
В связи с социальным аспектом проблемы возникают, в частности, такие вопросы, как взаимоотношение стареющего рабочего с окружающей средой, особенности отношения к нему в быту и на работе, нахождение путей достаточно быстрого вживания, интеграции старого рабочего с коллективом и адаптации к новым условиям труда, если они появляются в связи с профессиональной переориентацией!. В конечном счете отношение стареющего рабочего к снижению своей профессиональной работоспособности зависит не только от степени изменений физиологических функций и психического склада, но и от реакции окружающих его людей.
Профессиональная реабилитация включает организацию комплекса мероприятий по рациональному трудовому устройству лиц с пониженной работоспособностью, определение трудовых рекомендаций, профессиональное обучение и переобучение, соответствующую производственную организацию труда и последующее динамическое наблюдение за состоянием их трудоспособности.
Различные факторы, определяющие профессиональную реабилитацию лиц старшего рабочего возраста, действуют одновременно и взаимосвязанно. Эти соотношения в каждом конкретном случае накладываются на определенную биологическую основу и социальную настроенность. Степень и характер взаимоотношений указанных факторов зависят от социального фона. Сложные связи этих параметров, практическая невозможность четкого измерения отдельных факторов и их соотношений делают проблему профессиональной реабилитации человека в различные (возрастные периоды трудной, важной и требующей всестороннего изучения. Кроме того, нужно учитывать быстрый моральный износ знаний, моральную амортизацию квалификации, происходящую тем быстрее, чем выше темп научно-технического прогресса. В настоящее время принято считать, что средний срок амортизации специальных знаний равен 8—10 годам. Это выдвигает требования постоянного активного систематического обучения работников, чтобы смягчить эффект возрастного снижения восприятия нового и предупреждения раннего прекращения работы в связи с этим фактором.
В процессе старения отмечается падение способности к обучению и приобретению новых трудовых навыков. Рассматривая вопрос переобучения человека в разные периоды онтогенеза, необходимо учитывать возрастные изменения различных органов и систем, получающих дополнительные нагрузки в связи с приобретением новых знаний, навыков, умений. При этом желательно, чтобы новая специальность была близка к предыдущей.
В условиях современной трудовой деятельности способности к обучению во многом зависят от изменений психофизиологических функций. При рассмотрении вопросов, связанных с переобучением, выделяются элементы, повышающие эффективность обучения, и «помехи», оказывающие отрицательное влияние на обучение. К элементам «помощи» относятся: мотивация, благоприятная социальная обстановка, положительное отношение к обучению, гигиенически оптимальное освещение, атмосферное давление и другие моменты, включающие хорошее настроение и готовность к переориентации. «Помехи» — это факторы отрицательного отношения к обучению и профессиональной переориентации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,172 сек. | 11.32 МБ