Психофизиологические аспекты работоспособности-1

Физиологической основой памяти принято считать образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга. Возбуждение, возникающее при каждом восприятии сигнала, не исчезает мгновенно, а затухает постепенно, оставляя за собой след в виде остаточного слабого возбуждения. Под влиянием возбуждения в ЦНС происходят структурные изменения, которые сохраняются на более или менее длительный срок в зависимости от характера раздражителя, длительности и силы его действия. Если бы нервная система не обладала способностью сохранять следы возбуждений и воспроизводить их, не было бы возможности накапливать опыт. Особенность нервной системы сохранять следы возбуждения является основой памяти и накопления знаний (Б. Ф. Ломов, 1966; М. И. Зинченко, Г. В. Репкина, 1964; Д. Бродбент, 1966, и др.).
Многочисленные исследования памяти в различные возрастные периоды свидетельствуют о разной степени снижения миестических функций (процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, кратковременная, долговременная и логико-смысловая память).
Ослабление запоминания в процессе старения имеет приспособительный характер, который с возрастом приводит к преобладанию логического и систематического освоения над механическим запоминанием. Так, Б. А. Греков (1968) при изучении различных видов памяти методом структурного анализа установил, что в первую очередь страдает механический компонент логико-смысловой памяти. Смысловой же компонент ее сохраняется более длительное время и приобретает больший удельный вес во всем объеме памяти.
Наиболее выраженное возрастное снижение памяти обнаруживается при применении тестов, требующих активного выполнения (двигательный, комбинированный, интегральный, творческий), а при выполнении задач, построенных на использовании опыта, в частности профессионального, показатели наиболее высокие.
С возрастом процессы запоминания подвергаются изменениям, которые выражаются в уменьшении количества запоминаемого материала, удлинении процесса запоминания и усилении тенденции к снижению точности запоминания. У пожилых людей функция воспроизведения словесных следов, фиксированных в течение прошлой жизни, осуществляется за более длительный период, чем у молодых.
Функция сохранения памяти, в особенности материала, который лучше поддается организации, с возрастом существенно не изменяется. Независимо от характера материала и способа обучения, кратковременная память снижается более замедленными темпами. Этот вид памяти в меньшей мере подвержен действию шумов, обусловленных предыдущими ассоциативными связями. Поэтому для характеристики работоспособности обычно изучают кратковременную память, объем которой отражает способность одноразового сохранения информации.
При исследовании кратковременной памяти (для запоминания были представлены 6 фигур) отмечено постепенное ее ухудшение с увеличением возраста в одинаковой степени у мужчин и женщин (табл. 11).
Таблица 11. Показатели (M±m) непосредственного запоминания числа, фигур
Возраст, годы
Мужчины
Женщины
начало рабочего дня
конец рабочего дня
начало рабочего дня
конец рабочего дня
20—29
30—39
40—49
50—59
60—69
4,8±0,1
4,2±0,2
4,0±0,1
3,4±0,2
3,4±0,2
4,2±0,2
3,9±0,1
3,5±0,2
3,1±0,2
2,9±0,2
4,4±0,2
4,4±0,1
4,2±0,2
3,9±0,1

4,5+0,2
3,9±0,1
4,0±0,2
3,5±0,2

У женщин показатели непосредственного запоминания, как правило, выше, чем у мужчин.
Наш опыт свидетельствует о том, что у лиц интеллектуального труда для оценки умственной работоспособности наиболее показательна характеристика кратковременной памяти в сочетании с мыслительными процессами, поэтому работоспособность оценивали также по эффективности выполнения простейших мыслительных операций типа арифметических вычислений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,124 сек. | 11.27 МБ