Психофизиологические аспекты работоспособности-11

Рядом авторов отмечено улучшение интеллектуальных функций с увеличением возраста до 50 лет (Wechsler, 1944; Pacaud, 1958). Пики некоторых функций (например, лексических) достигают максимума в 40 лет. Другие функции, связанные с моторикой, снижаются после 30 лет. Как показало исследование зависимости интеллектуальных функций от словесного и моторного научения, словесное приобретает более эффективный характер по мере индивидуального развития и может применяться в более поздние периоды зрелости, что, очевидно, связано с сохранностью второй сигнальной системы, тогда как моторное весьма успешно в детстве и в ранние периоды зрелости.
Наши данные говорят о четкой зависимости интеллектуальной деятельности не только от возраста, но и от ряда восприятия информации. Для выяснения зависимости умственной работы от функциональных особенностей воспринимающего анализатора арифметические примеры задавали устно и при помощи таблиц. Как по продолжительности, так и по качеству выполнения, наиболее высокие показатели отмечены в двух самых младших группах (20—29 и 30—39 лет), за ними следовала группа мужчин старше 60 лет и женщин старше 50 лет, а затем уже группа 40—49 и 50—59-летних).
Во всех возрастных группах независимо от момента исследования задания решались значительно правильнее и вдвое быстрее при зрительном восприятии, чем при восприятии на слух. При исследовании простых сенсорно-моторных реакций обнаружено, что время реакции как для мужчин, так и для женщин меньше при слуховом восприятии (рис. 6).
В рассматриваемых случаях имеется значительная разница в объеме информации, содержащейся в задании. Можно полагать, что быстрота ответов зависит не только от вида анализатора, но также от информационного объема задания. Согласно современным представлениям, наибольшими возможностями принимать и перерабатывать информацию обладает зрительный канал связи. Данное положение подтверждается не всегда. Преимущества зрительного анализатора начинают проявляться в тех случаях, когда объем информации достаточно велик. По-видимому, преимущество слухового анализатора имеет место только при бинарных ответных реакциях. Выявленное отличие в скоростях ответов исследуемых при различном характере поступающей информации позволяет рекомендовать для всех возрастных групп при организации труда, связанного с быстрой реакцией на простое событие, использовать звуковые сигналы.
Если производственные задания связаны с обдумыванием, анализом, восприятием нового и другими подобными действиями, работу следует организовывать таким образом, чтобы ш процессе ее выполнения зрительная информация преобладала над слуховой, особенно к концу рабочего дня, когда работоспособность снижается.
Применяя для характеристики работоспособности различные психофизиологические методы, обычно учитывают количество выполненной работы, качество и затраченное время. Однако общую суммарную оценку отдельного психологического признака дать трудно, так как улучшение одного показателя этого признака часто происходит одновременно с ухудшением другого.
Человек непрерывно сталкивается с опознанием и восприятием предметов и явлений, которые имеют различное количество признаков; следовательно, число способов их измерений весьма вариабельно. Исходя из этого, естественно производить подсчет информации в функциях восприятия, при котором за основу алфавита принимается число градаций отдельных признаков предмета, явления, которое человек в состоянии различить. С учетом характеристики различной чувствительности к признакам следует составить шкалу для каждого ощущаемого свойства, которая и явится алфавитом, а ее элементы — символами. Однако при таком подходе к оценке информационных возможностей человека опознание происходит путем простого суммирования отдельных признаков предмета, но не интеграции — восприятия целостного предмета, что свойственно естественному восприятию (А. Н. Леонтьев, Д. Ю. Панов, 1963; Б. Ф. Ломов, 1966; Grossman, 1961).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,133 сек. | 11.26 МБ