Психофизиологические аспекты работоспособности-4

При умственном труде основную нагрузку несут зрительный и слуховой анализаторы. Как показало их исследование, латентный период простой    условнорефлекторной реакции оказывается меньшим на звуковой сигнал. По возрастным десятилетиям это время увеличивается и, например, в группе 60—69-летних почти вдвое больше, чем у 20-летних. На протяжении рабочего дня латентный период так же,  как правило, увеличивается и у мужчин, и у женщин. Время условнорефлекторной реакции на световой раздражитель, чередующийся с дифференцировкой, оказалось значительно большим, чем на простые. С возрастом оно существенно увеличивается, в особенности в пенсионных группах мужчин и женщин (табл. 10).
Таблица 10. Латентный период (M±m) зрительно-моторной реакции при комбинации сигналов (сотые доли секунды)
Возраст, годы
Число обследованных
Начало рабочего дня
Середина рабочего дня
Конец рабочего дня
20-29 лет 30—39 » 40—49 » 50—59 » 60—69 »
39
94
51
50
32
29,8±1,38 29,1±0,78 35,2±1,52 38,6±1,49 50,0±2,89
30,5±1,26 31,2±8,84 36,9±1,36 38,7±1,47 49,7±2,06
30,8±1,47 35,1±0,99 39,9±1,93 42,2±1,90 56,1±2,76
При изучении в возрастном аспекте времени реакций были вскрыты многие фундаментальные закономерности старения нервной системы и психических функций, влияющих на работоспособность. Е. И. Бойко (1964) установил, что закономерность возрастной эволюции психических реакций является общей как для речевых, так и для сенсорных реакций. После 18 лет время реакции на различные раздражители постепенно удлиняется по мере процесса старения организма.
Наиболее вероятная гипотеза, объясняющая увеличение времени реакции при старении, — это задержка проведения импульса в синапсах. В пожилом возрасте небольшая вариабельность этого показателя по сравнению с другими позволяет считать, что увеличение времени реакции является универсальным признаком старения.
В настоящее время накопилось достаточно данных, позволяющих считать, что уже в сетчатке глаза происходит сложная обработка сигналов, поступающих из фоторецепторов (Н. Н. Любимов, 1964; В. Д. Глезер, 1966, и др.).
В связи с этим методологические приемы и методические подходы при изучении умственной работоспособности направлены как на изучение функциональной деятельности зрительного анализатора, так и психологических функций, связанных со зрительным восприятием информации. Изучают различные характеристики внимания: концентрацию, распределение, устойчивость, подвижность. Отдельные признаки, характеризующие внимание, тесно взаимосвязаны. Все они обусловлены внутренними особенностями организма, зависят от состояния высшей нервной деятельности, психики и в значительной степени от внешних факторов, связанных с трудов вой деятельностью, воспитанием, условиями жизни и социальными факторами.
Внимание рассматривают как направленность и сосредоточенность психической деятельности, имеющие избирательный характер. Физиологической основой внимания является ориентировочный рефлекс (И. П. Павлов, 1951) или реакция предвидения (П. К Анохин, 1966). Сущность внимания состоит в том, что из многих каналов, по которым поступает информация, один усиливается, а все другие находятся в заторможенном состоянии. Существует предположение, что функцию усилителя выполняет сетчатое образование, или ретикулярная формация (П. К. Анохин, 1975).
С точки зрения отражательной, рефлекторной деятельности-головного мозга, внимание — это проявление раздражительного процесса в соответствующей функционально-динамической структуре. Концентрация этого возбуждения в коре головного мозга создает необходимые условия для оптимального построения любого психического процесса. Возникновение стойких динамических очагов в коре больших полушарий лежит в основе сосредоточения внимания человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,164 сек. | 12.86 МБ