Психологические проблемы подготовки психотерапевтов и консультантов для работы в наркологии-2

В проведенных исследованиях индивидуальной (Николаенко, 1987) и групповой (Бокий, Цыцарев, 1982) психотерапии были получены результаты, свидетельствующие о высокой эффективности различных типов ролевого поведения психотерапевтов для лечения больных алкоголизмом (эффективность психотерапии оценивалось при этом не только по непосредственным, но и по отдаленным результатам: длительность ремиссии свыше года, продолжительность контакта с врачом по инициативе больного и др.). На основе анализа более 200 наблюдений был сделан вывод, что у различных психотерапевтов отмечается разный диапазон или «репертуар» ролевого поведения. С целью изучения личностных детерминант этих различий были выделены две группы психотерапевтов: с постоянным доминированием черт определенного психотерапевтического стиля и с широкой вариативностью поведения при работе с разными больными.
По данным опросника Р. Кетелла, врачи первой группы, независимо от избранного стиля, характеризуются выраженной тенденцией к доминированию, напряженностью, низкой эмпатической способностью, высоким уровнем конформности. Врачи с широким ролевым диапазоном, напротив, отличаются пониженной доминантностью, высоким эмпатийным потенциалом, эмоциональной зрелостью и низкой напряженностью. Таким образом, широту ролевого диапазона в межличностном взаимодействии можно рассматривать как показатель индивидуального стиля психотерапии.
По-видимому, таким показателем является и диапазон способов психотерапевтического воздействия. При определенных условиях отдельные методы психотерапии (гипноз, рациональная психотерапия, поведенческая психотерапия, аналитический метод и т. д.) могут войти в этот диапазон как различные компоненты психотерапевтического воздействия. В этой связи можно сослаться на высказывание В. Е. Рожнова (Руководство по психотерапии, 1979) об общих принципах психотерапии (рациональном, аналитическом, суггестивном, катартическом, эмоционально-стрессовом), которые отражают именно составные части любой психотерапии. Аналогичные компоненты приводят современный психоаналитик Дж. Мармор [1978] и представители гуманистического направления (см.: Rogers, 1947).
Что касается особенностей эмоциональных отношений врача и больного, то они являются основным каналом, с помощью которого осуществляется психотерапевтическое воздействие, хотя разными авторами в них вкладывается различное содержание. Показатель эмоциональных отношений может свидетельствовать о глубине психотерапевтического воздействия как способности сопереживать больному. Известно, что сопереживать в истинном смысле (в противоположность эмоциональному подражанию) могут лишь люди, обладающие зрелой эмоциональностью, глубиной собственных переживаний или   по   меньшей мере широким спектром эмоциональных состояний. Этот параметр индивидуального стиля наиболее близок к категории глубины, которую Б. Г. Ананьев [1968] рассматривал как критерий индивидуальности. Практический опыт и исследования психотерапии показывают, что наиболее успешно работают врачи-психиатры и психотерапевты, действительно обладающие признаками выраженной индивидуальности.
Возвращаясь к вышепоставленному вопросу, можно предположить, что именно глубина личности (по Б. Г. Ананьеву) психотерапевта и является важнейшей детерминантой того неспецифического для разных стилей психотерапии фактора, который определяет относительно одинаковую эффективность работы разных психотерапевтов, независимо от их теоретических ориентации.
Формирование индивидуального стиля психотерапевта — процесс, как правило, спонтанный. Начинающий психотерапевт наблюдает за работой опытного специалиста и в дальнейшем проводит психотерапию, подражая манере своего учителя. Наш опыт обучения начинающих психотерапевтов показал, что такое положение часто чревато серьезными негативными последствиями, поскольку стиль учителя может не соответствовать личностным характеристикам ученика как в плане способности к овладению техникой психотерапии, так и в широте ролевого диапазона и глубине эмоционального контакта. В связи с этим главной задачей в подготовке психотерапевтов являются, по-видимому, поиск и обретение собственного индивидуального стиля психотерапии, а точнее — раскрытие индивидуальных психотерапевтических возможностей каждой личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,139 сек. | 11.4 МБ