Психологические проблемы подготовки психотерапевтов и консультантов для работы в наркологии-3

Попытка подготовки начинающих психотерапевтов с этих позиций была предпринята нами в тренинговых группах студентов— медицинских психологов ЛГУ, где основной акцент ставился не на решение личностных проблем студентов, как это делалось ранее (Немчин, Цыцарев, 1979), а на формирование адекватного индивидуальным особенностям каждого студента стиля психотерапии.
Такого рода профессиональная подготовка психологов, которую вслед за Г. А. Ковалевым [1980] можно обозначить как активное социальное обучение (АСО), в настоящее время получает распространение не только в целях совершенствования коммуникативной компетентности у тех или иных специалистов, но и для достижения личностного роста, изменений в сфере самосознания, улучшения эмоциональной саморегуляции, модификации поведения. Разновидностям этой работы посвящено значительное число обзорных статей и книг (Немчин, Цыцарев, 1979; Ковалев, 1980; Петровская, 1982; Бараш, 1984; Емельянов, 1985, и др.). Однако ни в одной из них не ставится прямо проблема использования потенциала активного социального обучения для целенаправленного поиска   индивидуальных   психотерапевтических   возможностей его участников. Между тем целесообразность такой постановки проблемы определяется неудовлетворительными результатами применения традиционных методов обучения психотерапии и консультированию. Так, проведенное нами исследование 32 психотерапевтов, проходивших такое обучение на рабочем месте в одной из клиник, показало, что большинство из них применяет стиль психотерапии, прямо заимствованный от руководителя стажировки, хотя только для 9 (36%) из них он мог рассматриваться как адекватный с учетом их личностных и характерологических особенностей.
Наблюдения такого рода способствовали тому, что в 1982 г. нами была существенно модифицирована методика практикума по психотерапии для медицинских психологов ЛГУ. Была поставлена задача формирования индивидуального стиля психотерапевтической работы, раскрытия индивидуальных психотерапевтических возможностей каждой личности (Цыцарев, Николаенко, 1984; Цыцарев, 19856). С этой целью было проведено активное социальное обучение в трех группах (по 12—15 человек) студентов V курса, прослушавших теоретический курс по психотерапии и склонных к работе психотерапевтами и консультантами.
Главным методом работы была дискуссия, наряду с которой применялись различные вспомогательные техники: психодрама, пантомима, психогимнастика, приемы гештальт-терапии. В ряде случаев использовались элементы функциональной тренировки поведения, тренинга сензитивности, гипносуггестивной терапии и аутогенной тренировки. Курс занятий состоял из трех этапов: установочного, диагностического и реконструктивного. На первом из них в группе создавалась необходимая психотерапевтическая атмосфера, проводился анализ биографии и основной личностной проблематики участников, стимулировались проявления групповых механизмов, демонстрировались разные способы ролевого поведения психотерапевта и владение различными техниками.   На втором этапе проводилась диагностика предпочитаемого психотерапевтического стиля участников группы, каждый из которых имел возможность оказаться   в   роли ведущего, получить обратную связь в виде анализа группой эффективности своей работы.  На третьем этапе выявлялось соответствие стиля психотерапии особенностям личности участника АСО. Только у части студентов (не более 30%) диагностировалась полная  адекватность  стиля  типу личности; у остальных перестраивался стереотип ролевого поведения, совершенствовались навыки общения и владение техниками психотерапии.
В результате активного социального обучения у 24% участников произошла коренная переориентация, а у 42%—существенная коррекция первоначального представления о своих психотерапевтических возможностях. Наблюдались следующие типы изменений: а) коррекция отношения  к  своим  психотерапевтическим  возможностям  за счет   анализа   интропсихических и   межличностных   проблем;
б) расширение «репертуара» ролевого поведения благодаря социально-психологическому   тренингу   с   обратной   связью;
в) совершенствование способности к эмпатии, пониманию невербального поведения, внутренних и внешних мотивов поступков; г) повышение чувствительности к групповым процессам; д) овладение новыми методиками психотерапии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,124 сек. | 12.59 МБ