Психологические проблемы подготовки психотерапевтов и консультантов для работы в наркологии-1

Таким образом, для решения поставленной задачи в методике активного социального обучения потребовалось объединить психотерапевтические и тренинговые методы. Поиск и обретение участниками активного социального обучения аутентичного стиля межличностного поведения означают решение посихотерапевтической задачи идентификации собственной индивидуальности благодаря освобождению от иллюзий в самовосприятии, сверхценных (в непсихиатрическом смысле) идей, переживания неполноценности и других форм защитного отношения к себе. При этом наряду с формированием адекватного образа «Я» немаловажной задачей является психологическая коррекция невротических и психопатических расстройств, которые среди студентов встречаются достаточно часто. Возможность патогенетической или, по меньшей мере, симптоматической компенсации этих нарушений становится для таких студентов особым опытом и, следовательно, моделью реконструкции личности в результате психокоррекции.
Для целенаправленного воздействия на операциональную (деятельноатную) сторону психотерапевтического стиля, т. е. для овладения конкретными техниками профессионального межличностного поведения с учетом индивидуальных особенностей участников активного социального обучения, весьма показаны методики, прямо заимствованные из арсенала средств социально-психологического тренинга, и в особенности те, которые обеспечивают обратную связь, в частности, с применением видеомагнитофонной техники.
Не противопоставляя между собой методы психотерапии и социально-психологического тренинга, применяемые в активном социальном обучении, психотерапевтические методы следует, пользуясь терминологией Д. А. Леонтьева, Л. В. Трубициной [1984], отнести к воздействующим на «индивидуальность личности», и в первую очередь на ее смысловую сферу,— систему отношений, тогда как тренинговые методы — на «индивидуальность характера», т. е. на способы и средства выражения этих отношений в консультативной и психотерапевтической работе.

* * *
Определением направленности, задач и методов психотерапии и психологического консультирования и рассмотрением психологических проблем подготовки профессионалов для осуществления психологической помощи больным алкоголизмом
не исчерпываются практические аспекты психологии алкоголизма. Следующий этап предполагает разработку арсенала психологических средств, с помощью которых может быть достигнуто целенаправленное воздействие на различные социальные и психологические звенья, представленные в генезе патологического влечения к алкоголю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,118 сек. | 12.53 МБ