Психологическое консультирование-2

В работе с больными алкоголизмом и лицами, злоупотребляющими алкоголем, прямой заказ встречается крайне редко и, как правило, у больных, ранее прибегавших к медицинской помощи. На основе проявлений психологической защиты больных чаще всего формируются косвенный или неадекватный заказы.
Заказ может быть инициирован как самим клиентом, так и консультантом, например, психологом предприятия, вуза, школы, лечебного учреждения. В последнем случае психолог обязан обосновать необходимость психологического консультирования, помочь клиенту сформулировать заказ, создать у него мотивацию для участия в ПК и получить неформальное согласие клиента на сотрудничество.
Существенное различие заказа клиента и предмета ПК состоит в том, что в заказе внимание субъекта сконцентрировано на объективной стороне проблемы, а в предмете ПК заключена позиция клиента и ее динамика в проблемной ситуации. Поэтому применение специальных психологических знаний уже на начальном этапе взаимодействия консультанта и клиента является необходимым для осознания последним реального содержания его затруднений. Однако психолог в отличие от врача-психотерапевта в большей степени связан с содержанием заказа, определяет на его основе цель и предмет ПК, объем своих полномочий, глубину консультирования, его реконструктивные и организационные возможности. При этом консультант имеет свободу в выборе стратегии, тактики и методов психологического консультирования, адекватность которых задачам консультирования является показателем его профессиональной компетентности.
Психодиагностические методы, хорошо зарекомендовавшие себя в психологии, во многих случаях неприменимы для ПК. Целостный, субъектно-субъектный, феноменологический подход к анализу проблем клиента предполагает в качестве основного клинико-психологический метод, синтезирующий наблюдение, естественный эксперимент и специальные приемы психологической коррекции. Среди методов психологического консультирования оправдывают себя те, в которых психодиагностические возможности сочетаются с воспитательными, просветительскими и психокорригирующими воздействиями. Их разработка — важнейшая задача развития ПК.
Эффективность ПК оценивается как по непосредственным результатам — изменениям в системе отношений личности, повышению уверенности в себе, осознанию причин затруднений, степени разработанности стратегии разрешения противоречий,— так и по степени овладения жизненной ситуацией.
Если сопоставить общие положения ПК с личностно-психологическими особенностями больных алкоголизмом, описанными в предыдущих главах, то можно заметить, что при появлении даже начальных признаков алкоголизма субъект оказывается в ситуации резкого снижения его жизненной компетентности и предпринимает неэффективные попытки разрешить сложившуюся ситуацию. На приеме у психолога он может оказаться задолго до того, как ему будет установлен диагноз «алкоголизм». Причиной обращения могут быть далекие от алкоголизма и пьянства проблемы (оформленные в неадекватный или косвенный заказы). При распознании того, что в основе проблематики субъекта лежит злоупотребление алкоголем или даже алкоголизм, психологу не следует немедленно направлять клиента к наркологу, так как, вероятнее всего, тот на это на согласится. «Передать» его в руки специалиста-нарколога целесообразно лишь со сформулированной мотивацией обращения на лечение, для чего нередко приходится проводить работу, близкую по своим задачам к психотерапевтической. Не только медицинские, но и социальные, инженерные психологи, а также социологи и другие специалисты постоянно сталкиваются с такой проблемой и должны быть компетентными в удовлетворении подобных заказов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 47 | 0,234 сек. | 16.15 МБ