Психотерапия и врачебная этика-2

Советская психотерапевтическая школа придает огромное значение слову как лечебному фактору. Экспериментальные и клинические исследования показали, что слово врача не оказывает нужного действия на больного, если, оно не опирается на его предшествующий опыт, если оно противоречит его принципиальным позициям. Более того, как уже говорилось, у неумелого врача, игнорирующего специфические черты психики больного, слово может стать фактором, психогенно вызывающим заболевание. Эти данные свидетельствуют о том, что психотерапевтическое лечение предполагает знание не только биологической, но и социальной сущности каждого больного, необходимость индивидуального подхода к нему.
Эффективность воздействия на разум больного с психотерапевтическими целями в значительной степени зависит от правильной организации его эмоциональной жизни. М. С. Лебединский писал: «Воздействие на эмоциональную сферу больного — весьма важная сторона психотерапии. На эмоции же следует воздействовать эмоционально. В психотерапии разумное ядро должно быть согрето эмоцией». Проведение в жизнь и этого принципа предъявляет к врачу высокие нравственные требования. Все поведение врача должно показывать больному, что его страдания не безразличны для врача, что врач искренне сочувствует ему, хочет и готов помочь каждому больному. Академик АМН А. Ф. Билибин писал: «Пациент хочет, даже требует внимания к своей личности, которая у него «кровоточит». Только доверяя врачу, больной будет сознательно выполнять его назначения.
Важным психотерапевтическим принципом является умение врача использовать в лечебных целях некоторые специфические особенности духовной организации человека как социального существа: способность воодушевляться высокими политическими и нравственными идеями, стремление к идеалу и готовность воплотить его в жизнь, способность в связи с этим к необыкновенному подъему чувств. Опираясь на такие качества пациента, развивая их, врач может лучше всего мобилизовать жизненные силы больного на борьбу с болезнью. В излечении огромную роль играет готовность самих больных бороться с недугом, сознательно выполнять назначения врача, а это лучше всего удается тогда, когда у человека есть большая цель в жизни. Но для того, чтобы воодушевлять других, врач сам должен быть воодушевлен высокими идеями. Подчас больной во враче ищет личность большего масштаба, чем он сам. Замечательный русский врач и публицист А. И. Яроцкий был совершенно прав, когда писал, что медицина, игнорирующая эти факторы, находится на уровне ветеринарии. А. Ф. Билибин широкий кругозор считает нормой для хорошего врача.
Психотерапевтическое значение имеет не только умение врача подойти к личности больного, но и определенная организация лечебного дела, способствующая созданию нужной общественной среды в медицинском учреждении, так называемая терапия средой. Некоторые медики в лечебной среде упор делают на «интерьерный фактор», то есть благотворное влияние на больного комфортабельной обстановки лечебного учреждения, уюта, нестеснения, домашней одежды, возможности пользоваться телефоном, услугами парикмахера и т. д., другие — на коррекцию в благоприятном направлении взаимоотношений больного с окружающими его лицами: персоналом, другими больными, родственниками, посетителями. Но и те и другие понимают зависимость бодрого, оптимистичного настроения пациента, положительно влияющего на течение болезни, от окружающей его среды и ищут наиболее эффективные средства влияния на психику, настроение больных.
К числу средств, улучшающих состояние больных, многие опытные врачи относят и трудовую терапию, подчеркивая, что положительные результаты могут быть получены лишь в том случае, если больной сознает полезность этой проблемы. Важным звеном трудовой терапии является взаимопомощь больных друг другу и посильная помощь со стороны больных среднему и младшему медицинскому персоналу. Очень ценны поэтому усилия медиков, побуждающие больных к этой деятельности и организующие ее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,109 сек. | 11.26 МБ