Психотерапия и врачебная этика-3

Больной, как правило, плохо разбирается в медицине. Это не дает права медицинским работникам грубыми замечаниями обрывать его, когда он пытается высказать свое мнение по поводу заболевания, когда он неумело реагирует на указания врача и т. д. Целый ряд опытнейших врачей, например Ю. Глухов, генерал-майор медицинской службы, начальник Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского, считают, что, поскольку главным действующим лицом в отношениях врача и пациента является врач, в его руках инициатива, постольку с него и спрос, если контакт с больным не установился. Хотя широкая медицинская общественность справедливо ставит и вопрос о деонтологии больного — о том, что необходимо «учить больного болеть», учить тому, на каких принципах строить контакты с врачом, учить понимать труд врача. Но и это является нравственным долгом врача.
Как уже подчеркивалось, при определении деонтологических рекомендаций в медицинской деятельности громадное значение имеет умение правильно оценить социальную природу больного человека. Больного способно тревожить не только состояние его здоровья, но и возможные перемены в его общественном положении, связанные с заболеваниями. Врач должен учитывать и это. Из медицинской практики известен случай, когда лишь одного внезапного сообщения о неизбежной ампутации руки (врач не знал, что перед ним художник) оказалось достаточно, чтобы убить раненого человека.
Элементарным требованием медицинской этики социалистического общества является требование к врачу знать о больном как можно больше, причем не только об особенностях его организма, но и об особенностях его как члена общества, знать его профессию, семейное положение, моральные принципы и т. д.
Среди деонтологических рекомендаций, с которыми выступает профессор Б. С. Шкляр, имеются и такие, в которых проявляется забота об общественном положении больного. В частности, он писал: «Необходимо быть чрезвычайно осторожным запрещая больному продолжать привычную для него работу и тем более переводя его на инвалидность». Он отмечал далее, что если нет острой необходимости, то не следует делать этого. Некоторым больным, например страдающим гипертонической болезнью, нужно запретить работу лить в шумных цехах и ночных сменах. При этом врач в случае необходимости лично должен переговорить с представителями администрации предприятия, учреждения, на котором работает больной, и добиться его перевода на более подходящую работу. Б. С. Шкляр подчеркивает важность того, чтобы больной продолжал работать на том же предприятии, так как перемена обстановки, уход из привычного коллектива отрицательно влияют на его психику и тем самым на течение заболевания.
Названные рекомендации, число которых можно было бы умножить, согласуются с общими принципами коммунистической нравственности. Именно требованию такого согласования должно удовлетворять всякое деонтологическое правило, разрабатываемое медицинской практикой.
Очень важно, чтобы нормы врачебной этики применялись творчески, так как объектом деятельности врача являются люди с разными характерами, привычками, люди, у которых есть свои радости и трудности. Признавая необходимость существования некоторых правил, которые бы регулировали взаимоотношения врача и больного, следует вместе с тем подчеркнуть и то обстоятельство, что все богатство врачебной практики охватить ими невозможно. Это требует от врача самостоятельного подхода к решению многих этических проблем, возникающих перед ним. Тем более что некоторые из этих проблем не имеют однозначного решения. В медицинской литературе, например, дискутируется вопрос о врачебной тайне, о принудительных операциях, об эвтаназии и др. Ниже эти проблемы рассматриваются особо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
SQL - 50 | 0,357 сек. | 12.91 МБ