Психотерапия и врачебная этика

Концентрированное и непосредственное выражение нравственные начала медицинской деятельности находят в общих принципах психотерапии и правилах медицинской деонтологии.
Этическая насыщенность принципов психотерапии объясняется тем, что психотерапия является одним из средств перевоспитания личности в условиях патологии. Так, В. Н, Мясищев отмечает: «Психотерапия в ее основной форме является столько же методом лечения, сколько и перевоспитания личности». По его словам, это — область, пограничная между педагогикой и медициной; он назвал ее медицинской педагогикой. Такая оценка психотерапии вытекает из понимания личности как совокупности общественных отношений, нарушение которых может стать как причиной, так и следствием болезни. В. Н. Мясищев определяет психотерапию как «лечение, имеющее целью устранить болезненные расстройства путем перестройки отношений больного к тем или иным трудностям жизни, являющимся источником психогенной декомпенсации». Врач, способствующий перестройке этих отношений, но существу, выступает в роли педагога, учителя жизни.
Подчеркнем, что по мере развития, совершенствования условий для лечения и предупреждения болезней значительно расширяется профессиональный долг врача: он состоит теперь не только в том, чтобы способствовать перестройке отношений больного к трудностям жизни, но и в том, чтобы активно участвовать в устранении этих трудностей.
Идея о психотерапии как особом методе перевоспитания личности пронизывает работы многих выдающихся психиатров: С. С. Корсакова, Г. И. Россолимо, П. Б. Ганнушкина и др. По их мнению, методы психотерапии имеют большое значение в деятельности любого врача. «…Психиатрия и психотерапия являются не по форме, а уже по существу обязательными для каждого врача, независимо от его специальности», — писал П. Б. Ганнушкин.
Принципы советской психотерапевтической школы проникнуты духом активного гуманизма. В этом можно убедиться, ознакомившись хотя бы с некоторыми из них.
Важным принципом советской медицины является требование (предъявляемое ко всем врачам независимо от их узкой специализации) оказывать психотерапевтическую помощь в той мере, в которой она показана всякому больному на всех этапах лечения. Важно только понимать, что успех психотерапевтического лечения находится в прямой зависимости от уровня нравственного развития врача, от соблюдения им норм врачебной этики.
Не отрицая важности такого вида лечения, как внушение в гипнотическом состоянии, советские психиатры вместе с тем своим главным методом считают воздействие на бодрствующее сознание больного, на его интеллект. Применяя такой метод, они исходят из того, что успех лечения в значительной степени зависит от деятельного участия в нем самого больного, от мобилизации всех его физических и духовных сил. Этот психотерапевтический принцип является важной предпосылкой при определении профессионального долга советского медика. Врач должен проявлять самую глубокую заинтересованность в судьбе своего пациента, не идти на поводу его предрассудков, побуждать больного к активному стремлению выздороветь. Но чтобы воздействовать на интеллект больного, необходимо знать особенности его как личности, положение в обществе, помогать ему в преодолении жизненных трудностей. Принцип индивидуального подхода к больному — важнейший принцип психотерапии и врачебной этики. Еще М. Я. Мудров ставил в прямую зависимость искусство врачевания от умения учитывать индивидуальную психологию больного, к каждому подойти по-своему: «…Печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благодетельным». Индивидуальный подход в данном аспекте и означает учет особенностей, неповторимых черт личности больного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 45 | 0,100 сек. | 11.25 МБ